Али-бек Хаджи Зандакский Глава ll

23 1 0
                                    

На утро дождь прекратился. Судя по его длительности, казалось, что он никогда не закончится. У дождя есть еще прекрасное свойство: когда слышишь, как капли его стучат по крышам и лужам, издавая приятный и умиротворяющий звук, хочется подумать обо всем, что происходит вокруг.
Как только стихли струи этого ливня, первые утренние лучи солнца осветили улицы Зандака. И некоторые из них попали в комнату, где сидел погруженный в свои мысли Али-бек, что заставило его "проснуться от этих раздумий. О чем он так усердно думал, знал лишь Милосердный и он сам.

Неприятный осадок остался после вчерашнего разговора со своими приближенными. Всю ночь он прокручивал в голове весь этот разговор. В гостях вчера присутствовали у него: брат Алихан, Сулейман из Центороя, Губахан из Гули, Хайдарбек, Айдамир, Олхазар, Мансур и еще 10 человек. Алихан, Сулейман, Губахан и Хайдарбек совместно с Али-беком совершили паломничество, а остальные, которые по каким-то причинам не смогли туда отправиться, приехали поздравить и за одно посоветоваться.

Через три часа гости стали расходится по домам. Алихан, по поручению брата Алибека, сделал знак Айдамиру, Олхазару и Мансура, чтобы они остались с ними.
Таким образом остались самые близкие люди Али-бека. Для начала стоит поведать про каждого из них.

Хайдарбек и Сулейман с Али-беком место выросли в этих краях, они являлись близкими друзьями с детства, несмотря на то, что на в разных селах, находящихся рядом. Они очевидцами царских притеснений, до их ушей доносились слухи о казне Байсангура Беноевского, которого они глубоко почитали.

Хайдарбек был среднего роста. Его могучее и крепкое тело придавало ему грозный облик. Лицо у него было с широким лбом с красиво ухоженной бородой, свисающей до конца передней части шеи( горла).
Он отличался своей крайней неприязнью к русским, однажды он даже попытался убить самого судебного пристава Николая Свистунова, его еле остановил Сулейман, сказав, что ник чему хорошему это не приведет. После того, как офицеры убили его невинного друга, его ненависть к ним увеличилась.

Сулейман из Центороя, в отличии от Хайдарбека, был более сдержан в гневе, но очень горяч и храбр. Он, подобно шейху Ушурме, был очень высокого роста, и обладал такой же силой.

С Губаханом из Гули Али-бек познакомился недавно. Он был известен своей честностью, самое интересное его уважали даже представители царской власти: старшина села Таштамир, гвардейские офицеры, особенно Дада Зумсоевский, который удостоился честью стать офицером.
Айдамир, Олхазар и Мансур являлись соседями Али, которым также доверял.

Вот после ухода гостей их стало шестеро и все, обострив свой слух, думали, что же скажет Али-бек Хаджи.

- Когда мы возвращались из Мекки через Константинополь, что в Турции, - начал свою речь Али, - мы стали свидетелями неприятной картины: на кварталах Турции мы увидели людей, которых притеснял власть ... Это были наши братья - вайнахи, аварцы, лакцы, и другие кавказцы. Мы сразу догадались, что они оказались тут путем насильственного переселения в заграницу, которую стали применять русские, когда мы были еще детьми. Я не мог поверить ... эти турки угнетали наших братьях, своих братьев по религии! А они страдали, не имея возможности вернуться в родные края.
А мы верили этим собакам, что там лучше и отправлялись ... когда не надо, мы слишком наивны, видите ли!

- Кто бы мог подумать, что они так холодно будут относиться к мусульманам, в то время как они являются ими, проповедуя миру ислам! - выразил свои мысли Сулейман, который сидел рядом, омрачив лицо.

- Тогда, - продолжал Али-бек с возрастающим тоном, - вложил свою душу ради Аллаха в дело за свободу и справедливость и поклялся, что избавлю свой народ от царского гнета, издевательства мучителей.
Началось неловкое молчание. Все были изумлены такой речью и идеями ныне мирного человека.

- Мы несколько столетий жили по своим законам адата, по законам Властителя Всего - шариата, тогда почему мы должны подчиняться неверным угнетателям, получая взамен лишь плетку по спине! Для чеченца честь всегда была дороже самой жизни, - его речь становилась все убедительней.

Снова началось затишье! Эти слова, как когти, вцепились в их сердца. Они вспомнили великих имамов и храбрых воинов, которые тоже отдали свои жизни ради свободы: имам Ушурма, имам Газимухаммад, имам Шамиль и т.д. А также вспомнили их печальные участи.
Внезапно сидевший рядом с Хайдарбеком Сулейман встал ,положив руку на плечо Али, заявил:

- Я с тобой, о Али-бек Хаджи! Я всегда тебя поддерживал, никогда не отворачивался от тебя, во истину, я пойду с тобой на верную смерть ради Аллаха за свободу, дарованную им!

Теперь он все вспомнил, вспомнил, как вчера Сулейман стал на его сторону, вспомнил, как Хайдарбек с Губаханом тоже с ним согласились, хотя с трудом, а также вспомнил, как Айдамир встал, поблагодарив, ушел, а за ним Мансур и Олахазар. Что за знак это был? Несогласие? Просьба дать ему время подумать? Никто не знал.

Ему стало как-то тесно в доме и захотелось выйти, встретить утреннюю зарю. Надев теплое пальто и сыромятную обувь, вышел и сразу на его лицо хлынул холодный воздух.

Продолжение следует ...

Али-бек Хаджи ЗандакскийWhere stories live. Discover now