14

1.6K 29 0
                                    

Я пришел  к  себе  в  комнату,  сел  и  задумался.  Сердце  во  мне  сильно  билось.  Несколько раз  перечел я записку  Аси. Я посмотрел на  часы: и  двенадцати  еще  не  было.
Дверь  отворилась  –  вошел Гагин.
Лицо  его  было  пасмурно.  Он  схватил  меня  за  руку  и  крепко  пожал  ее.  Он  казался  очень взволнованным.
–  Что с  вами?  –  спросил я. Гагин  взял стул и  сел против меня.
–  Четвертого  дня,  –  начал  он  с  принужденной  улыбкой  и  запинаясь,  –  я  удивил  вас своим  рассказом;  сегодня  удивлю  еще  более.  С  другим  я,  вероятно,  не  решился  бы…  так прямо…  Но  вы  благородный  человек,  вы  мне  друг,  не  так  ли?  Послушайте:  моя  сестра,  Ася, в вас  влюблена.
Я весь  вздрогнул и  приподнялся…
–  Ваша  сестра, говорите  вы…
–  Да,  да,  –  перебил  меня  Гагин.  –  Я  вам  говорю,  она  сумасшедшая  и  меня  с  ума  сведет. Но,  к  счастью,  она  не  умеет  лгать  –  и  доверяет  мне.  Ах,  что  за  душа  у  этой  девочки…  но  она себя погубит, непременно.
–  Да вы  ошибаетесь,  –  начал я.
–  Нет,  не  ошибаюсь.  Вчера,  вы  знаете,  она  почти  целый  день  пролежала,  ничего  не  ела, впрочем  не  жаловалась…  Она  никогда  не  жалуется.  Я  не  беспокоился,  хотя  к  вечеру  у  ней сделался небольшой  жар. Сегодня, в два  часа  ночи, меня разбудила  наша  хозяйка:  «Ступайте, говорит,  к  вашей  сестре:  с  ней  что-то  худо».  Я  побежал  к  Асе  и  нашел  ее  нераздетою,  в лихорадке,  в  слезах;  голова  у  ней  горела,  зубы  стучали.  «Что  с  тобой?  –  спросил  я,  –  ты больна?»  Она  бросилась  мне  на  шею  и  начала  умолять  меня  увезти  ее  как  можно скорее,  если я  хочу,  чтобы  она  осталась  в  живых…  Я  ничего  не  понимаю,  стараюсь  ее  успокоить… Рыдания  ее  усиливаются…  и  вдруг  сквозь  эти  рыдания  услышал  я…  Ну,  словом,  я  услышал, что  она  вас  любит.  Уверяю  вас,  мы  с  вами,  благоразумные  люди,  и  представить  себе  не можем,  как  она  глубоко  чувствует  и  с  какой  невероятной  силой  высказываются  в  ней  эти чувства;  это  находит  на  нее  так  же  неожиданно  и  так  же  неотразимо,  как  гроза.  Вы  очень милый  человек,  –  продолжал  Гагин,  –  но  почему  она  вас  так  полюбила  –  этого  я,  признаюсь, не  понимаю.  Она  говорит,  что  привязалась  к  вам  с  первого  взгляда.  Оттого  она  и  плакала  на днях,  когда  уверяла  меня,  что,  кроме  меня,  никого  любить  не  хочет.  Она  воображает,  что  вы ее  презираете,  что  вы,  вероятно,  знаете,  кто  она;  она  спрашивала  меня,  не  рассказал  ли  я  вам ее  историю,  –  я,  разумеется,  сказал,  что  нет;  но  чуткость  ее  –  просто  страшна.  Она  желает одного:  уехать,  уехать  тотчас.  Я  просидел  с  ней  до  утра;  она  взяла  с  меня  слово,  что  нас завтра  же  здесь  не  будет,  –  и  тогда  только  она  заснула.  Я  подумал,  подумал  и  решился  – поговорить  с  вами.  По-моему,  Ася  права:  самое  лучшее–  уехать  нам  обоим  отсюда.  И  я сегодня  же  бы  увез  ее,  если  б  не  пришла  мне  в  голову  мысль,  которая  меня  остановила. Может  быть…  как  знать?  –  вам  сестра  моя  нравится?  Если  так,  с  какой  стати  я  увезу  ее?  Я вот  и  решился,  отбросив  в  сторону  всякий  стыд…  Притом  же  я  сам  кое-что  заметил.  Я решился…  узнать  от  вас…  –  Бедный  Гагин  смутился.  –  Извините  меня,  пожалуйста,  – прибавил он,  –  я не  привык  к  таким  передрягам. Я взял его за руку.
–  Вы  хотите  знать,  –  произнес  я  твердым  голосом,  –  нравится  ли  мне  ваша  сестра?  Да, она  мне  нравится… Гагин  взглянул на  меня.
–  Но,  –  проговорил  он  запинаясь,  –  ведь  вы  не  женитесь  на  ней?
–  Как  вы  хотите, чтобы я отвечал на  такой  вопрос?  Посудите  сами, могу  ли  я теперь…
–  Знаю,  знаю,  –  перебил  меня  Гагин.  –  Я  не  имею  никакого  права  требовать  от  вас ответа,  и  вопрос  мой  –  верх  неприличия…  Но  что  прикажете  делать?  С  огнем  шутить  нельзя. Вы  не  знаете  Асю;  она  в  состоянии  занемочь,  убежать,  свиданье  вам  назначить…  Другая умела  бы  все  скрыть  и  выждать  –  но  не  она.  С  нею  это  в  первый  раз,  –  вот  что  беда!  Если  б вы  видели, как  она  сегодня рыдала  у  ног моих,  вы  бы поняли  мои  опасения. Я  задумался.  Слова  Гагина  «свиданье  вам  назначить»  кольнули  меня  в  сердце.  Мне показалось  постыдным  не  отвечать  откровенностью  на  его честную  откровенность.
–  Да,  –  сказал  я  наконец,  –  вы  правы.  Час  тому  назад  я  получил  от  вашей  сестры записку.  Вот  она.
Гагин  взял  записку,  быстро  пробежал  ее  и  уронил  руки  на  колени.  Выражение изумления на  его лице  было очень  забавно, но  мне  было не  до смеху.
–  Вы,  повторяю,  благородный  человек,  –  проговорил  он,  –  но  что  же  теперь  делать? Как?  она  сама  хочет  уехать,  и  пишет  к  вам,  и  упрекает  себя  в  неосторожности…  и  когда  это она  успела  написать?  Чего ж она  хочет  от  вас?
Я  успокоил  его,  и  мы  принялись  толковать  хладнокровно  по  мере  возможности  о  том, что нам  следовало предпринять. Вот  на  чем  мы  остановились,  наконец:  во  избежание  беды  я  должен  был  идти  на свиданье  и  честно  объясниться  с  Асей;  Гагин  обязался  сидеть  дома  и  не  подать  вида,  что  ему известна  ее  записка; а вечером  мы положили  сойтись  опять.
–  Я  твердо  надеюсь  на  вас,  –  сказал  Гагин  и  стиснул  мне  руку,  –  пощадите  и  ее  и  меня.

И.С. Тургенев "Ася"Место, где живут истории. Откройте их для себя