Лекция 2

19 1 0
                                    


Лекция No 2
Некоторые виды лагерей:
ДОЛ- детский оздоровительный лагерь
ДООЛ- детский образовательно-оздоровительный лагерь ДСОЛ- детский спортивно-оздоровительный лагерь ДТОЛ- детский туристическо-оздоровительный лагерь ВДЦ- всероссийский детский центр
МДЦ- международный детский центр.
Законы и традиции лагеря.
Законы
0:0   Поднятой руки Территории Зеленая ветка

  - закон точного времени   - уважение к говорящему
  - о соблюдении границ   - закон экологии
  Pepsi Панамки
    
  - о щедрости   - о головном уборе
Традиции
Орлятского круга
Отрядной песни
Единой команды
Доброго слова
Доброго рукопожатия
Улыбки
Чистых волос
Приятного аппетитААА
Толерантности и этикета
И т.д.
Иерархия лагеря.
Временный коллектив:
Начальник лагеря, зам начальника лагеря;
старший вожатый, старший воспитатель, начальник спорт корпуса; организатор, методист, звукорежиссер, психолог;
вожатый, воспитатель, физрук, плаврук, кружковод, инструктор по туризму. Постоянный коллектив:
Директор лагеря, заместитель директора лагеря;
Зав. складом, зав. территория, плотники, охрана, спасатели, столовая, и т.д. Этика вожатого.
Как вожатый должен выглядеть?
Одежда – опрятна, чиста, наглажена
Умыт, побрит, причесан, хорошо пахнущий Трезв, некурящий, не сквернословит УЛЫБАЕТСЯ – всегда в хорошем настроении.
Этика вожатого - это профессиональная этика, выступающая как средство формирования личности самого вожатого и как педагогический фактор, обеспечивающий влияние на детей, формирование их морали, воздействие личным примером.
Этика отношений к старшим по должности
Общая установка здесь ясна: отношение к старшему по должности должно быть, как и к другим людям, — уважительное, вежливое; беспрекословное выполнение всех законных требований руководителя не должно восприниматься подчиненным, как унижение. В то же время каждому человеку присуще чувство собственного достоинства. Отношение подчиненного по службе не должно носить оттенки подобострастия вышестоящему должностному лицу, но также недопустимы и грубость, развязность. Без серьёзных на то оснований невыполнение подчиненным требований старшего по должности товарища этически недопустимы. Если же деловые и этические качества руководителя низки, единственно принципиальной является постановка вопроса о снижении его по должности. Речь может идти лишь о критике, а не унижении человеческого достоинства. При детях, учащихся любого возраста, даже самая идеальная форма критики воспитателя, вожатого, практиканта, директора, начальника лагеря считается полностью исключенной. Место критики — лишь педагогический коллектив или разговор наедине, смотря по обстоятельствам. Исключения возможны только в чрезвычайных обстоятельствах.
Этика быта вожатых, воспитателей в лагере складывается из таких элементов, как костюм, личная гигиена, жилище, бытовой труд, питание, формы отдыха, личные симпатии и привязанности, бытовые взаимоотношения между воспитателями, вожатыми, администрацией лагеря, соблюдение общих норм культуры поведения. Скромность во всем, никаких грубых бытовых «сцен» и конфликтов старших дети не должны наблюдать. В отношении с посетителями, родителями детей— максимум такта, предупредительности, сердечности. В случаях беды, горя у одного из членов коллектива — единственно моральным является сочувствие, моральная и посильная практическая поддержка его в трудные минуты жизни. Неуместно начинать с категорических запрещений, публичных замечаний и тем более обсуждений поступков ребят или хотя бы легкой иронии. Наедине, тактично, ласково объяснить, почему не следует так поступать, терпеливо напоминать, если поведение не сразу изменилось у таких мальчиков, девочек. Обязательно заметить их изменение, сдвиг в лучшую сторону и также наедине похвалить ребенка, порадоваться с ним этим успехам, обратить внимание, как легче, радостнее стало ему жить в коллективе.
Примерно такого же стиля работы следует придерживаться и с детьми, оказавшимися небрежными, неопрятными, грубыми или слишком скованными, застенчивыми в повседневном быту среди большого коллектива ребят.
Всегда следует воспитателю исходить из установки, что перед ним лишь формирующиеся личности детей, тактично помогать им в самовоспитании, а не подходить с меркой требования и взыскания, как к уже вполне сложившимся характерам.
При любых обстоятельствах вожатый обязан сохранить доброжелательное, заботливое отношение к воспитаннику, независимо от характера возникающих у него иногда конфликтов с родителями, — это обязательная этико-педагогическая норма.
Надо сдержанно и вежливо выслушать замечания родителей, если они излагаются не в оскорбительной форме. Разъяснить, объяснить, в чем они ошибаются, учесть верные замечания, согласиться с ними, поблагодарить за совет. Ели замечания высказываются грубо — не продолжать разговор, предложить обратиться к начальнику лагеря. Все разговоры этого рода с родителями никогда не вести в присутствии детей.
Некоторые нормы педагогической этики
Внешний вид вожатого
Внешний облик, кроме простого, опрятного костюма, определяют подтянутость, собранность движений, естественность манер; доброжелательность, приветливое выражение лица, внимание ко всем и каждому ученику отдельно. Угрюмое, раздраженное и тем более «отсутствующее» выражение лица вожатого недопустимы в общении с детьми, коллегами, старшими, родителями детей. Записная книжка, авторучка, карандаш — обязательны в «вожатском портфеле». Отношения между вожатыми
Вежливость, уважение, требовательность, строгость, разумная любовь, постоянная забота, внимание, чуткость, тенденция к защите более слабого. Стиль взаимоотношений между вожатым и воспитанниками должен располагать к взаимному доверию, уважению, взаимной симпатии. Позиция вожатого зависит от возраста воспитанников.
Обращения вожатого к воспитанникам должны быть во всех без исключения случаях доброжелательны. Это не исключает права на строгость, суровость, иногда специально подчеркнутую сдержанность учительского тона.
Голос, тон, дикция вожатого, их связь с педагогической этикой
Раздраженный тон вожатого, кричащего на детей, бессознательно, инстинктивно воспринимается ими как оскорбление. И почти автоматической формой самозащиты воспитанников в этом случае является невосприятие его слов. Вожатый, вызывающий у воспитанника страх криком или грозным молчанием, пренебрежительным взглядом или угрозой, - тотчас перестаёт быть воспитателем. Между вожатым и воспитанников поселяется чувство страха, последнего перед первым. Страх создает психологический барьер, который или искажает воспитательный процесс, или вовсе разрушает его.
Голос, тон, даже дикция должны соответствовать этической норме отношений с воспитанниками, отражать нравственную культуру вожатого.

  

Школа вожатых Место, где живут истории. Откройте их для себя