- Не могу больше жить в городе, чей символ кабан. Это даже не смешно, - сказал Гераклит. Мирные слушатели промолчали, вскоре они заметили, что в глазах молодого мужчины блеснули слезы. Гераклита часто ловили на том, как близко к сердцу он воспринимает невежество других.
- Теперь он решил окончательно уйти из города, - брякнула старуха-сплетница, опираясь костлявой спиной о стену из обожженного кирпича.
Гераклит трепетно обернулся на нее. Раньше ему не нужны были люди, чтобы толкать свои никому не понятные речи. Ученики предполагали, что подобные ранимые души наоборот жаждут слушателей.
Гераклит сдвинул брови.
- И уйду.
- Да ладно, – к нему подошел аккуратный человек в серой тоге, - Как же твой титул Басилевса?
Гераклит пытливо взглянул на него, отвечая с задержкой:
- Я передал эти права брату.
Толпа мгновенно расхохоталось, сидевший на земле мужчина воскликнул:
- Мы для тебя слишком глупы, чтобы ты соизволил править нами?
- Вроде того, - шепнул Гераклит, шаркая вдоль обелиска. Он рассчитывал просто уйти, без закатывания сцен, но подводила собственная несдержанность.
Тут рослая девушка в выцветших одеждах поставила на землю корзину и, убрав волосы со лба, крикнула:
- Мудрец!
«Мудрец» уже усердно скрывался в тени форума.
- Гераклит!
Он продолжал идти, затем резко остановился у фонтана все еще окруженный толпой. Девушка, догнала и сказала:
- Предложи свои законы.
- Что?
- У тебя же есть свои законы. Почище законов нашего невежественного города.
- Вы изгнали Гермодора, - вскипел Гераклит, - Изгнали, потому что он был лучше вас... Посмотрите, вы же верите во все, что вам говорят, как верные собаки... - мужчина исказился в лице. – На костер бы. Бессмысленное существование.
- Ты слишком жесток.
- Это вы жестоки. Жестоки, как дети. Впрочем, лучше играть с детьми, чем пытаться придумывать для вас законы. – гордец продолжил движение.
- Подожди же! - одернула его девушка, взглядом призывая окружающих поддержать ее. Люди сознавали, что Гераклит умен, но такие идеи никто не понимал. – Ты ведешь себя так, будто ты выше. Мы готовы выслушать, что ты там выдумал.
Он пробежал взглядом по площади. Большинство внимательно и заинтересовано смотрели на него. Проходящие люди замедлялись, чтобы понять, в чем дело.
- Мир действует по законам, - начал философ осторожно, переминаясь с ноги на ногу. Вроде, пока еще слушали, - Не государственным. Бытие подвержено правилам, систематизировано... Я называю этот свод правил Логосом...
- Лого-что? – захихикал парень на скамье и подтолкнул тщедушного друга, чтобы тот тоже посмеялся.
- Логос, – сбивчиво повторил Гераклит, и заговорил быстрее, - Единство мира, единство уравновешивает противоположные начала. Такие, как война и мир, тело и душа, смелость и трусость, мужчина и женщина. Сущее произошло из огня.
- Откуда такая уверенность? - со скамьи поднялся бледный парень – Ты, случаем, не Зевс?
- Понял, – поджал губу Гераклит, снисходя на шепот. – Я живу в городе идиотов.
- Как ты назвал Эфес? А ну повтори! – встал крепкий мужик с корточек и вышел из-за спины. Женщины у фонтана порицали тех, кто постоянно перебивает. Рослые парни призывали Гераклита к ответу за свои слова.
Гераклит побежал с площади, дело шло к драке. Будучи молодым он был уверен в том, что ничего не знает. Но, тем не менее, все, что он знал теперь, он узнал от себя.
P. S. Поддержите нас: если вам понравилось, не забудьте поставить звездочку; если возникли вопросы, ждем вашей обратной связи.