Глава 7. Заключение

771 29 4
                                    


Всех нас предупредили, что в четверг мы будем вызваны в суд; но когда наступил четверг, оказалось, что наши показания уже не понадобятся - Джефферсона Хоупа призвал к себе Высший Судия, чтобы вынести ему свой строгий и справедливый приговор. Ночью после ареста его аневризма лопнула, и наутро его нашли на полу тюремной камеры с блаженной улыбкой на лице, словно, умирая, он думал о том, что прожил жизнь не зря и хорошо сделал свое дело.

- Грегсон и Лестрейд, наверное, рвут на себе волосы, - сказал Холмс вечером, когда мы обсуждали это событие. - Он умер, и пропали все их надежды на шумную рекламу.

- По-моему, они мало что сделали для поимки преступника, - заметил я.

- В этом мире неважно, сколько вы сделали, - с горечью произнес Холмс. - Самое главное - суметь убедить людей, что вы сделали много. Но все равно, - продолжал он после паузы, уже веселее, - я ни за что не отказался бы от этого расследования. Я не помню более интересного дела. И как оно ни просто, все же в нем было немало поучительного.

- Просто?! - воскликнул я.

Холмса рассмешило мое изумление.

- Разумеется, его никак нельзя назвать сложным, - сказал он. - И вот вам доказательство - за три дня я без всякой помощи и только посредством самых обыкновенных умозаключений сумел установить личность преступника.

- Это верно!

- Я уже как-то говорил вам, что необычное - скорее помощь, чем помеха в нашем деле. При решении подобных задач очень важно уметь рассуждать ретроспективно. Это чрезвычайно ценная способность, и ее нетрудно развить, но теперь почему-то мало этим занимаются. В повседневной жизни гораздо полезнее думать наперед, поэтому рассуждения обратным ходом сейчас не в почете. Из пятидесяти человек лишь один умеет рассуждать аналитически, остальные же мыслят только синтетически.

- Должен признаться, я вас не совсем понимаю.

- Я так и думал. Попробую объяснить это понятнее. Большинство людей, если вы перечислите им все факты один за другим, предскажут вам результат. Они могут мысленно сопоставить факты и сделать вывод, что должно произойти то-то. Но лишь немногие, узнав результат, способны проделать умственную работу, которая дает возможность проследить, какие же причины привели к этому результату. Вот эту способность я называю ретроспективными, или аналитическими, рассуждениями.

 Шерлок Холмс Место, где живут истории. Откройте их для себя