ПРЕЛЮДИЯ К ЧЕТВЕРТОЙ ЧАСТИ
В 1911 году печать возвестила народам мира, что на небе появилась комета Галлея, которая пройдет от Земли столь близко, что хвост ее — не исключено!
— врежется в нашу планету. Русские журналы запестрели наглядными схемами кометы, намекая читателям, что неплохо бы им, грешным, покаяться. Первогильдейские матроны срочно обкладывались подушками, дабы смягчить неизбежное потрясение (комета представлялась им вроде неосторожной телеги, которую нетрезвый кучер разогнал с мостовой на панель)...
Лучше всех, как я знаю, отметили «вселенское светопредставление» тамбовские семинаристы. В ночь, когда комета Галлея должна была вдребезги разнести нашу Землю, они собрались в городском парке, куда принесли восемьдесят пять ведер водки. Восемьдесят пять ведер водки — дело слишком серьезное, требующее сосредоточенности и хорошей закуски. Над тамбовскими крышами, трагически и сильно, всю ночь звучала «Наливочка тройная» — глубоко религиозная песня, слова которой до революции знало наизусть все русское духовенство:
Лишь стоит нам напиться, само собой звонится и Хочется молиться — умилительно!
Коль поп и в камилавке валяется на лавке, Так нам уж и в канавке — извинительно Наш дьякон из собора, накушавшись ликера, Стоит возле забора — наклонительно!
Монахини святые, все жиром налитые, Наливки пьют густые — усладительно!
Наш ректор семинарский в веселый вечер майский Напиток пьет ямайский — прохладительно!
А бурса из Харькова, накушавшись простова, Читает вслух Баркова — умилительно!
Тамбовская же бурса, возьми с любого курса, Пьет водку без ресурса — положительно!
Большой любитель влаги, отец-ключарь Пелагий, По целой пьет баклаге — удивительно!
А я, как ни стараюсь, но с ним не состязаюсь, От четверти валяюсь — положительно!
Его преосвященство, а с ним все духовенство, Спилось до совершенства — непочтительно!
Тамбов не пошатнулся. А на следующий день (что и требовалось доказать) семинаристы бойкотировали занятия. Зато полиция трудилась в поте лица, растаскивая бурсаков по кутузкам и говоря при этом весьма многозначительно:
ВЫ ЧИТАЕТЕ
Валентин Пикуль Нечистая сила У последней черты
Literatura Faktu«Нечистая сила». Книга, которую сам Валентин Пикуль назвал «главной удачей в своей литературной биографии». Повесть о жизни и гибели одной из неоднозначнейших фигур российской истории - Григория Распутина - перерастает под пером Пикуля в масштабное...