Ребята вспомнили еще примеры, о которых читали, или что-то мельком слышали; мы очень живо все это обсудили, и я, подводя итог, спросил:
- В Корее борются с тьмой веков?
Они почти синхронно покачали головой.
- А разве вам самим не хочется отстраниться от Тьмы веков, не просто избавить себя, но и оградить других? Разве не здорово будет, когда суеверия останутся там, где им самое место – в истории, и не смогут засорять умы молодых? И тогда вся вера в демонов и сверхъестественное трансформируется во что-то рациональное, полезное обществу и человеку. Исчезнут шаманы, их безумные обряды и фанатичные сторонники, никто не будет изгонять духов и спекулировать предсказаниями. Вы мне не поверите, но в Китае... пять лет назад предсказания, заговоры и обереги можно было встретить в интернете, в журналах объявлений и на улице, сейчас уже ничего подобного почти не осталось. Может, и вам пора?
Я ждал их реакции.
Ребята немного неуверенно переглянулись, и парень ответил. Сказал, что, да, наверное, я прав, и Тьма веков себя изжила, и от нее теперь только вред, и нужно освобождаться от старомодных иллюзий, но что делать с теми, кто не захочет освобождаться? И не потеряет ли история и культура, если всякая Тьма веков, все отжившие обряды и традиции вдруг исчезнут, все архаичные верования растворятся в общечеловеческой памяти? И что тогда останется, и что придет им на смену?
- Но ведь Китай смог победить тьму. И не только не потерял, а даже приобрел. Столько всего приобрел.
Парень не нашелся, что ответить, и его подруга спросила:
- А разве этот старый поезд – не то самое «преклонение» перед стариной?
И тут мне все стало ясно. Вот, оказывается, в чем была причина их нерешительности, неуверенности – они просто не поняли, что такое «Тьма веков», поторопились и сделали выводы. Хотя, честно говоря, это я их поторопил, сразу же набросился с вопросами. И, чтобы хоть что-то прояснить, я ответил:
- Если бы кто-то додумался вернуть древний поезд со свалки, слегка отремонтировать, и без значительных улучшений поставить на рельсы, это была бы даже не Тьма веков. Это была бы обычная глупость. Но при чем здесь «Чжан Тянью»?
Под его косметической, бутафорской древностью скрываются новейшие материалы, лучшие технологии – вы заметили, как ваши телефоны заряжаются автоматически, без проводов, прямо в вашем кармане? Почувствовали жар или холод, зашлись кашлем от сухого воздуха? Нет? Может, потому что универсальный климат-контроль не позволит вам почувствовать дискомфорт? А все эти стульчики, диванчики. Да даже дешевые с виду лавки второго класса сделаны не из простого дерева, а из композитов «под древесину», что не горят и не гниют, и спроектированы так, чтобы пассажир за долгую поездку не уставал. И что же в этом вполне современном поезде есть от тьмы веков? Внешний вид?