Даждьбог
Среди даров Сварога людям были и его сыновья — Сварожичи. Первый из них Даждьбог — бог Солнца, податель тепла и света. Его имя слышится в самой краткой, дожившей до наших дней, молитве: «Дай, Боже!».Древние славяне считали Солнце, Молнию и Огонь - два небесных Пламени и одно земное - родными братьями, сыновьями Неба и Земли. Идол его стоял на холме в Киеве. Наши предки верили, что Дажьбог покровительствует свадьбам, встречает жениха на рассвете в день бракосочетания. Дажьбог замыкает зиму и отмыкает лето.
Дажьбог - Дабь, Радегаст, Радигош, Сварожич - это разные вариации имени одного и того же бога. Бог плодородия и солнечного света, живительной силы. Первопредок славян (славяне по тексту "Слова о Полку Игореве" - даждьбожии внуки) - "Тогда при Олзе Гориславличи сеяшется и растяшеть усобицами, погибашеть жизнь Даждьбожа внука, в княжих крамолах веци человекомь скратишась".
Первое упоминание о Дажьбоге содержится в "Повести временных лет" (ПВЛ), по сообщению которой, в 980 году князь Владимир I Святославович (Красно Солнышко) "постави кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна древяна... и Хърса, Дажьбога, и Стрибога, и Симарьгла, и Мокошь", из которого следует, что местом культа был холм (в Киеве), а на холме находился кумир Дажьбога, и здесь ему, как и другим богам, приносились жертвы (требы). Дажьбог являлся третьим по значимости после Перуна божеством в пантеоне князя Владимира. Дажьбог был включён в пантеон вместе с другим солнечным богом - Хорсом, что говорит о существовании различий в их функциях. Дажьбог и Хорс символизировали в пантеоне небо и стояли, вероятно, в двух нишах по правую руку от центральной статуи Перуна, слева от входа. У русичей Дажьбог - бог солнечного света, а бог солнечного диска - Хорс. Не может же Солнце быть без дневного света, поэтому Дажьбог и Хорс всегда рядом.
Даждьбог является богом второго поколения (по другой классификации – первого). Вместе с Семарглом и Стрыем он участвовал в Изначальной Войне, которая закончилась переделом мироздания. Даждьбог, чьим излюбленным оружием считалось копье (изредка – лук) был одним из величайших воинов Ирия и ни одна война не обходилась без его участия. Наши предки изображали Даждьбога в багряно-золотистых доспехах с копьем и щитом в руках. Является равным по силе Перуну, по некоторым источникам, превосходит его, ведь Перун – это аллегория народного единства в борьбе с врагом, это символ ратной доблести, храбрости и победы. А Даждьбог – это солнце, светило, дающее великий свет, основу бытия (живущей стороны) мироздания.
Стихией Даждьбога является огонь, оружием – копьё, палица, посох и иногда обоюдоострый меч; на Его круглом щите изображена Свастика; сокровенными животными являются белые кони и белые волки или псы; сокровенные птицы – сокол и гусь (иногда петух). Общие символы Даждьбога – круг, все виды свастик, колесо с четырьмя, семью или двенадцатью спицами, восьмилучевые звёзды (хотя в некоторых славянских родах все звезды с числом лучей от 8-ми и больше практически читаются, как знаки Солнца).