Жива
Жива властвует, когда зеленеют, расцветают поля и леса, сады и огороды, когда люди, очнувшись от унылого зимнего сна, словно впервые видят красоту весенней природы, красоту расцветающей молодости, впервые познают прелесть любви и нежности. Именно весной можно увидеть Живу или Живиц, ее молоденьких прислужниц: в виде прекрасных дев они реют над землею, бросая на нее такие ласковые взгляды, что она еще пуще цветет и зеленеет.
Жива также частично перенимает у Макоши функции богини судьбы, но в надмировом глобальном аспекте. И если Макошь прядет нити жизней конкретных сущностей, то Живе подвластно само полотно мироздания (материя). Аналогичным образом Жива - богиня плодородия: здесь имеется ввиду энергетическое плодородие Вселенной. Согласно ведическим заветам пращуры белой расы пришли на Мидгард из центра Вселенной, а потому вполне логично, что богиня, покровительствующая энергии жизни (концентрация которой в центре мира гораздо выше, чем на его окраинах), занимала в культурно-религиозной традиции наших предков особое место.
Фактически богиня Жива – это первое и ключевое женское божество древних славян. Она подобно Сварогу охватывает мир целиком, контролирует его и следит за исполнением законов Рода. В тоже время Жива, как и другие верховные боги, достаточно мудра, чтобы никогда не вмешиваться в жизнь смертных без крайней необходимости.
В Живин день (1 мая) женщины, взяв метлы, совершают обрядовую пляску вокруг костра, очищая место от нечисти. Таким образом они прославляют Живу, которая оживляет природу, посылая на Землю весну. Все прыгают через Огонь, очищаясь от наваждений (сил Нави) после долгой зимы.
Богиня Жива властвует над всеми живыми существами Яви. В особой степени с ней соотносят зеленый мир – деревья, цветы и лесных животных.Изображали Живу пышногрудой высокой женщиной средних лет, держащей в руках колосья (иногда серп или иные плоды).