АСфинкс (др.-греч. Σφίγξ, Σφιγγός, сфинга, собств. душитель» — переосмысление древнеегипетского названия сфинкса «шепсес анх» — «живой образ») — зооморфное мифическое существо
В древнеегипетском искусстве — животное с телом льва, головой человека или (реже) — головой сокола или барана.В древнегреческой мифологии — чудовище с человеческой головой, лапами и телом льва, крыльями орла и хвостом быка, персонаж легенды об Эдипе.
Египетский сфинкс
Древнейшие изображения человекольва были обнаружены при раскопках Гёбекли-Тепе и датируются 10-м тыс. до н. э.
Статуи сфинксов стали атрибутом древнеегипетского искусства ещё в период Древнего царства, наиболее ранние изображают, вероятно, царицу Хетепхерес II. Одна из самых больших монолитных статуй мира — изваяние сфинкса (Большой сфинкс), которое охраняет пирамиды фараонов в Гизе.
Существовало три распространенных варианта сфинксов:
Классическим вариантом египетского сфинкса был андросфинкс с лицом человека, как правило, высокопоставленной особы — например, фараона.Храмы бога Гора украшали сфинксами с головой сокола — иеракосфинксамиБлиз храмов Амона устанавливались сфинксы с мордой барана — криосфинксы.
Поминальный храм Аменхотепа III включает изображения сфинксов с телами крокодила.
Греческий сфинкс
Древние греки, вероятно, заимствовали мотив сфинкса из Египта. В греческой мифологии бескрылый египетский сфинкс обретает женский пол и крылья грифона.В греческой мифологии «сфинга» считается порождением хтонических чудовищ Тифона и Ехидны(по другой версии — Химеры и Ортра), злобным демоном разрушения. Чудовище с телом собаки, крыльями птицы, женской головой и лицом. Крылатая дева убивала юношей.
Крылатая душительница была послана к Фивам богиней Герой за преступление фиванского царя Лая в отношении Хрисиппа. Она подстерегала путников, задавала им хитроумные загадки и убивала всех, кто не мог их отгадать. Гера наслала её на Фивы. Узнав загадку от Муз, Сфинга уселась на Фикейской горе и стала задавать её фиванцам.
Загадка Сфинкса звучит так: «Скажи мне, кто ходит утром на четырёх ногах, днём — на двух, а вечером — на трёх? Никто из всех существ, живущих на земле, не изменяется так, как он. Когда ходит он на четырёх ногах, тогда меньше у него сил и медленнее двигается он, чем в другое время». Ответ таков: это человек. В младенческом возрасте он ползает, в расцвете сил он ходит на двух ногах, а в старости — опирается на трость.
Римский сфинкс повторял греческого.
После того как Эдип разгадал загадку Сфинкса, чудовище кинулось с вершины горы в пропасть. По одной версии, загадка была стихотворной, и Сфинкс съедала не разгадавших её. Её изображение было на шлеме Афины. В Олимпии изображены «фиванские дети, похищенные сфинксами».
Есть версия, что она была побочной дочерью Лая, и он сообщил ей тайну изречения дельфийского бога, данного Кадму. От наложниц у Лая было много сыновей, и все они не могли ответить на вопрос и гибли.
По другому истолкованию, она была морской разбойницей, блуждавшей по морям с войском и флотом, захватив гору, занималась разбоем, пока Эдип с войском из Коринфа не победил её. По ещё одному истолкованию, это амазонка, первая жена Кадма, укрепилась на горе Фикион и стала воевать с Кадмом.
Действующее лицо сатировской драмы Эсхила «Сфинкс», пьесы неизвестного автора «Сфинкс», комедии Эпихарма «Сфинкс».
Индия
Пурушамрига.
В период эллинизма мотив «человекольва» распространился далеко на восток Азии. В Индии для обозначения таких скульптурных изображений используют целый ряд терминов, например, «пурушамрига». Обереги с телом льва и лицом человека находят на юге Азии повсюду вплоть до Филиппин и Цейлона. С каждым новым веком азиатские изображения становятся всё более самобытными и всё менее напоминают греческие прототипы
ВЫ ЧИТАЕТЕ
мифические Все
Научная фантастикаэто википедии про таких животных как например пегас,нимфа,двоедушник...И прошу пишите про кого хотите узнать еще.И читайте мой рассказ про:"необычная школьница" и "криппипаста", а также совместный с другим автором проект "Криппипаста...встречай нас"