23 декабря 1833 г. Петербург
Если бы вы знали, как я жалел, что застал вместо вас одну записку вашу на моем столе {1}. Минутой мне бы возвратиться раньше, и я бы увидел вас еще у себя. На другой же день я хотел непременно побывать у вас; но как будто нарочно все сговорилось идти мне наперекор: к моим геморроидальным добродетелям вздумала еще присоединиться простуда, и у меня теперь на шее целый хомут платков. По всему видно, что эта болезнь запрет меня на неделю, Я решился, однако ж, не зевать и вместо словесных представлений набросать мои мысли и план преподавания на бумагу {2}. Если бы Уваров был из тех, каких немало у нас на первых местах, я бы не решился просить и представлять ему мои мысли. Как и поступил я назад тому три года, когда мог бы занять место в Московском университете, которое мне предлагали, но тогда был Ливен, человек ума недельного. Грустно, когда некому оценить нашей работы. Но Уваров собаку съел. Я понял его еще более по тем беглым, исполненным ума замечаниям и глубоким мыслям во взгляде на жизнь Гете {3}. Не говорю уже о мыслях его по случаю экзаметров, где столько философического познания языка и ума быстрого {4}.-- Я уверен, что у нас он более сделает, нежели Гизо во Франции {5}. Во мне живет уверенность, что если я дождусь прочитать план мой, то в глазах Уварова он меня отличит от толпы вялых профессоров, которыми набиты университеты.
Я восхищаюсь заранее, когда воображу, как закипят труды мои в Киеве. Там я выгружу из-под спуда многие вещи, из которых я не все еще читал вам. Там кончу я Историю Украины {6} и юга России и напишу Всеобщую историю, которой, в настоящем виде ее, до сих пор, к сожалению, не только на Руси, но даже и в Европе нет. А сколько соберу там преданий, поверьев, песен и проч.! Кстати, ко мне пишет Максимович, что он хочет оставить Московский университет и ехать в Киевский. Ему вреден климат. Это хорошо. Я его люблю. У него в "Естественной истории" есть много хорошего, по крайней мере ничего похожего на галиматью Надеждина {7}. Если бы Погодин не обзавелся домом, я бы уговорил его проситься в Киев. Как занимательными можно сделать университетские записки; сколько можно поместить подробностей, совершенно новых, о самом крае! Порадуйтесь находке: я достал летопись без конца, без начала об Украине, писанную, по всем признакам, в конце XVII-го века. Теперь покамест до свиданья! Как только мне будет лучше, я явлюсь к вам.Вечно Ваш Гоголь.
-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --
{1} Записка Пушкина не сохранилась.
{2} Желая получить место на кафедре всеобщей истории в открывавшемся тогда Киевском университете, Гоголь написал для министра народного просвещения С. С. Уварова "План преподавания всеобщей истории" (ЖМНП, 1834, ч. I, No 2, с. 189--209), который затем был им включен в сборник "Арабески" под названием "О преподавании всеобщей истории".
{3} Статья Уварова "Взгляд на жизнь Гете" (1833) была написана и издана по-французски, а также в русском переводе И. И. Давыдова.
{4} Гоголь имеет в виду две статьи Уварова: "Письмо к Николаю Ивановичу Гнедичу о греческом экзаметре" ("Чтение в Беседе любителей русского слова". СПб., 1813, чт. 13, с. 56--68) и ответ Уварова В. В. Капнисту (там же, 1815, чт. 17, с. 47--66).
{5} Французский историк Франсуа Пьер Гизо был назначен в 1833 г., министром народного просвещения Франции.
{6} Из "Отчета по Санкт-Петербургскому учебному округу за 1835 год" явствует, что Гоголь написал два тома истории Украины, "которые, однако ж, он медлит издавать до тех пор, пока обстоятельства не позволят ему осмотреть многих мест, где происходили некоторые события" (С. Машинский. Гоголь. М., 1951, с. 65). Эта рукопись Гоголя до настоящего времени неизвестна.
{7} Имеется в виду писатель, историк литературы, этнограф, фольклорист, ботаник, профессор Московского университета, а с 1834 г. профессор словесности Киевского университета, автор "Размышлений о природе" (1833) М. А. Максимович. Под галиматьей Надеждина Гоголь подразумевает его статьи в "Телескопе" по вопросам натурфилософии.
ВЫ ЧИТАЕТЕ
Посланники
ПоэзияКхм... это типо стихотворение... вот. Но так же после стихотворения там есть весьма интересные письма из переписки Гоголя и Пушкина - прочтите хотя бы несколько, это познавательно, да и Вам вероятно что-то из этого пригодиться (особенно, если вы в р...