1.СВЕДЕНИЯ О ЯПОНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ
Современная японская письменность-это иероглифы кандзи, японская азбука кана и латинская азбука ромадзи. Такое письмо называют смешанным.
Большое влияние на современную японскую письменность оказал китайский язык. Китайское иероглифическое письмо было для Японии первой письменностью. В 8 веке на базе китайских иероглифов японцы создали азбуку кану. Японская кана представлена в двух графических вариантах-хирагана и катакана. Это слоговые азбуки, в которых каждый знак обозначает не отдельный звук, а слог Исключение составляет знак ん Н. Хирагана и катакана отличаются друг от друга формой знаков и сферой употребления.
Хирагана используется для записи служебных частей речи, фуриганы (фонетической транскрипции иероглифов) и окуриганы (следует за иероглифом), суффиксов, а также слов японского происхождения, для которых не существует иероглифов. Хираганой пишутся книги для детей дошкольного возраста, названия станций.
Катакана используется для записи иностранных слов гайрайго, междометий, для выделения отдельных слов в тексте. Катаканой пишут тексты телеграмм, отправляемые внутри Японии. При замене иероглифического написания слова каной иногда используют катакану. Нередко встречаются книги для дошкольников, написанные катаканой.
Латинская азбука ромадзи тоже используется для записи японского текста. Эту азбуку применяют в международных телеграммах на японском языке, в учебниках японского языка для иностранцев. С помощью азбуки ромадзи пишут названия станций, тексты на вывесках, меню ресторанов, паспорта, визитные карточки, аббревиатуры иностранного происхождения (напористостей СМ, АD, TV) и многие электронные тексты. В обычном письме ромадзи не употребляется.
В японской письменности существует два вида направления письма: вертикальное (знаки расположены сверху вниз, а столбцы справа налево) и горизонтальное (знаки следуют слева направо, а строки сверху вниз). Вертикальное письмо используется в художественной литературе, газетах, поздравительных открытках. В повседневной жизни японцы используют горизонтальное письмо.
Следует обратить внимание на некоторые особенности японской письменности, которые, по мнению обучающихся, «облегчают» изучение японского языка.
1. Отсутствие деления знаков на заглавные и строчные. Отсутствие правил написания слов с заглавного знака.
2. Отсутствие строгих различий в написании знаков в печатном и рукописном вариантах. Сравните:Русский язык
Печатный вариант букв: Дд
Рукописный вариант букв: Дд
Японский язык
Печатный вариант знаков: ば
Рукописный вариант знаков: ば3. Слитное (без пробелов) написание слов в тексте, например: あたらしいいえ новый дом.
4. Отсутствие знака переноса: слова переносятся, прерываясь в любом месте, и на строке может остаться один знак от слова.
Упражнение 1.
Выучите следующие выражения.
ОХАЁ:ГОДЗАИМАСу. Доброе утро.
ОХАЁ:. Привет. (утром)
КОННИТИВА. Здравствуйте.
КОМБАНВА. Добрый вечер.
САЁ:НАРА. До свидания
Запомните! САЁ:НАРА. До свидания. Не говорят членам своей семьи, а также окружающим, если планируют с ними встретиться в течение дня.2.ХИРАГАНА.ТАБЛИЦА ГОДЗЮОН
Таблица Годзюон-это свод каны. Раньше знаков было 50, и таблица называлась Годзюон, пятидесятизвучание. Однако к настоящему времени некоторые знаки вышли из употребления, но название таблицы осталось прежним. Сейчас в каждой из азбук насчитывается 46 знаков. Они располагаются в таблице десятью вертикальными рядами.ТАБЛИЦА ГОДЗЮОН (ХИРАГАНА)
3.ХИРАГАНА: ЗНАКИ РЯДА あА
あ А い И うУ え Э お Оあ обозначает гласный звук [А], который произносится, как русский звук [А] в слове сам.
い обозначает гласный звук [И], который произносится, как русский звук [И] в слове мир.
うобозначает гласный звук [У], который отличается от русского [У], так как при его произнесении губы не округляются и не выдвигаются вперёд. Из-за того, что язык отходит назад, звук получается средним между [У] и [Ы].
え обозначает гласный звук [Э], который произносится, как русский звук [Э] в слове эхо.
お обозначает гласный звук [О], который отличается от русского[О]. При его произнесении губы не округляются и не выдвигаются вперёд.
Запомните!
В Японском языке звук [О] никогда не заменяется звуком [А].Упражнение 2. Прочитайте и выучите новые слова.
1. いえ ИЭ дом
2.いいえ ИИЭ нет
3.え Э картина,рисунок
4. あおい АОЙ синий, голубой
5.いい ИЙ хороший
ВЫ ЧИТАЕТЕ
Японский язык за пару дней
Non-FictionЦель обучения-за предельно короткие сроки сформировать языковую компетенцию, способствующую развитию речевых умений, необходимых для общения в японской языковой среде