2. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.
КОММЕНТАРИЙ
Согласно традиционно принятой в российской и зарубежных правовых системах иерархии высшей юридической силой в них обладают конституции всего государства. Это означает, что все остальные нормативно-правовые акты, принятые в стране, должны соответствовать Конституции или, по крайней мере, не могут ей противоречить. При этом новеллой действующей Конституции России является установление внутренней иерархии самих конституционных норм. Впервые в отечественной истории основным законом установлен приоритет норм первой главы Конституции перед иными ее нормами. Это означает, что в случае внесения изменений в гл. 2-9, второй раздел и преамбулу Основного закона они не должны нарушать требования, содержащиеся в главе первой. Иными словами, Конституционное Собрание, создаваемое в соответствии со ст. 135 Конституции России, палаты парламента, граждане в ходе референдума не могут одобрить изменения, вносимые в перечисленные разделы Конституции, которые противоречат основам конституционного строя. Правда, Основной закон не определяет порядок выявления этих противоречий. Очевидно, что орган, который полномочен рассмотреть этот вопрос, — Конституционный Суд Российской Федерации. Однако не ясно, кто, какой орган государственной власти полномочен обратиться в него с подобным запросом. Этот вопрос, на наш взгляд, должен быть решен федеральным конституционным законом «О Конституционном Собрании Российской Федерации», который до сих пор не принят.
ВЫ ЧИТАЕТЕ
Комментарии к конституции. Глава 1. Основы конституционного строя
РазноеГлава 1. Основы конституционного строя Статья 1 - 16