Статья 5. Часть 1.

2 0 0
                                    

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.

КОММЕНТАРИЙ

Формирование федеративных отношений в России включает в себя несколько этапов:

 1918-1922 гг. — этап автономизации в рамках суверенного государства — РСФСР; 

1922-1925 гг. — этап оформления административных единиц и фактическая утрата Россией суверенитета; 

1925-1990 гг. — этап увеличения числа, развития и укрупнение субъектов в рамках неуверенного государства РСФСР; 

1990-1993 гг. — демократический этап «парада суверенитетов» самой Российской Федерации и республик в ее составе; с 1993 по настоящее время — этап преодоления асимметрии в федеративном устройстве и дальнейшего укрупнения субъектов Федерации.

Вступление в силу Конституции России 1993 г. знаменовало собой начало нового этапа в развитии федеративных отношений — преодоления асимметрии в ее устройстве. Строго говоря, начало этому процессу было положено еще до принятия действующей Конституции заключением Федеративного договора, которым вся территория страны была превращена в совокупность субъектов Федерации, иными словами, объявление бывших административно-территориальных единиц: областей, краев, городов федерального значения — субъектами Российской Федерации. Таким образом была преодолена социальная несправедливость, когда территории, дававшие до 80% валового национального продукта страны, в которых проживало 75% ее населения, имели политических прав меньше, чем так называемые субъекты национального типа. 

Однако и после подписания Договора асимметрия в федеративном устройстве России продолжала сохраняться, поскольку республики объявлялись суверенными государствами в составе Федерации, а автономии, области, края и города федерального значения приобретали по Договору несколько меньше прав, чем республики. В первой части комментируемой статьи был сделан первый шаг к исправлению этого положения: все субъекты провозглашались равноправными (подробнее см. комментарий к ч. 4 настоящей статьи). Но и в этом случае элементы неравноправия сохранялись, поскольку девять автономных округов по-прежнему входили в состав областей и краев. Процесс преодоления этого неравенства не может быть одномоментным, поэтому в Конституцию заложен механизм его постепенного решения (подробнее см. комментарий к ст. 66).

Комментарии к конституции. Глава 1. Основы конституционного строяМесто, где живут истории. Откройте их для себя