из какой-то двери навстречу ему вышла хозяйка дома.
– наконец-то,господин Шрамм, - сказала она сердечно,приглушённым голосом, - а мы уж и не надеялись,что вы к нам заглянете.
– корите меня,сударыня, - ответил Фриц склоняясь к её руке, - это все вечер,этот восхитительный вечер всему виной. но..он указал на дверь в музыкальную комнату.
– да,у нас новая гостья. моя племянница возвратилась из пансиона. однако пойдёмте же,госпожа советница Фридхайм уже вне себя от нетерпения. да вот и она сама.
– ах,ну конечно же, - Фриц обменялся понимающей улыбкой с хозяйкой дома.дверь распахнулась,и весьма полнотелая дама,шумя юбками,устремилась к Фрицу.
– все же он явился,наш маэстро? - воскликнула она и сжала обе его руки. - ваши друзья безответственные люди,воистину безответственные. - она ласково разглядывала его в лорнет. - просто бросили нас на произвол судьбы. ведь мы все жаждем услышать из ваших уст обещанный рассказ о благословенной стране Италии.
– вы правы,сударыня, - улыбнулся Фриц, - но по дороге сюда я немного задержался,чтобы сделать несколько интересных набросков. я их тоже принес показать вам.
– вы их принесли? о,как это мило! дайте же мне их,ах,как интересно!с этими словами госпожа Фридхайм устремилась вперёд,неся рисунки,в то время как Фриц и хозяйка дома следовали за ней,немного отстав.
– по-прежнему полна энтузиазма, - заметил Фриц. - будь то импрессионизм или экспрессионизм,будь то музыка,литература или живопись - безразлично: она восхищается всем,что именуется искусством.
– и ещё в большей степени - самими людьми искусства, - подхватила хозяйка дома. - теперь она вознамерилась подсадить в седло одного молодого поэта. вы ведь его тоже знаете,это юный Вольфрам...
– тот,что носит красные галстуки и пишет свободным стихом?
– не будьте так язвительны. молодежи свойственно желание выделиться. некоторые не могут выразить свое революционное чувство иначе,чем нацепив красный галстук.
– вчера мне пришли в голову аналогичные мысли,когда я увиделся с нашим славным Мюллером,сапожных дел мастером. он отец пятерых детей и муж весьма энергичной жены,в десять вечера обязан быть дома,голосует за консерваторов и вообще добропорядочный гражданин. но однажды,когда я обнаружил у него на книжной полке несколько томов Маркса и Лассаля,он признался,что читал их давненько - в молодости. кто знает,кем только он не собирался тогда стать! но сама жизнь и верноподданический характер,унаследованный им от предков,повернул дело иначе. и главное - он этому только рад. так что все его запылившиеся молодые мечтания,все его великие планы и идеи в конце концов воплотились лишь в красном галстуке,который он надевает по воскресеньям... такой красный галстук наводит,что ни говорите,на весьма грустные мысли. а разве с нами,сударыня,не происходит что-то очень похожее? что в конечном счёте у нас остаётся? конечно,красный галстук - это не так уж много,но ведь частенько бывает и куда меньше. локон,выцветшая фотография,затухающие воспоминания... покуда ты сам не станешь для других чем-то аналогичным. ах,лучше не думать об этом...
– об этом не следует думать,дорогой друг, - тихо повторила хозяйка дома, - особенно в мае,в такой майский вечер.
– но именно этот вечер и настроил меня на мрачные мысли. не странно ли,что как раз красота и счастье внушают человеку самые грустные мысли? однако на меня минорное настроение навеяло и кое что другое...
ВЫ ЧИТАЕТЕ
Эрих Мария Ремарк - Приют грёз (в процессе написания)
Espiritualприют грёз - гостеприимный дом художника в провинциальном немецком городке. его обитатели - молодые люди,чьи души прекрасны и открыты,помыслы чисты,а сердца полны надежд. впервые полюбив,они переживут расставание и измену,вновь возвратятся к любимым...