Я снова проснулся невыспавшимся: повторился кошмар, который донимал меня уже пару недель. В нём какая-то девушка в национальном костюме звала меня к себе. Она стояла на склоне высокой горы и жестами подзывала меня ближе. На мне был тяжёлый рюкзак, причём по какой-то причине он находился спереди и давил мне на грудь. Каждый раз я подходил ближе, а передвигаться становилось всё сложнее. Сон заканчивался всегда одинаково - я просыпался в поту, задыхаясь, и в подробностях помнил всё, что произошло.
Сегодня, например, тот же рюкзак давил мне на грудь, но девушка склонилась надо мной, а руками вроде бы давила на рюкзак. В первый раз я смог рассмотреть её лицо. Русые волосы и совершенно бесцветные брови, без следов косметики, глаза какие-то бесцветные. И какое-то очень неприятное выражение. Сложно описать, но тут что-то было общее с фразой "ты был взвешен и найден очень лёгким". И еще ощущение какого-то липкого жира. Почему-то вспомнилось детское слово "засален". Хотя я помнил вроде бы все детали, цвет глаз вспомнить не мог, но они точно были какие-то бледные.
Как обычно, рабочий день после этого тянулся ужасно долго, в невыспавшемся мозгу бродили далёкие от работы мысли. Почему-то лезла в голову сербская мифология. В Звездарском парке неподалёку, на маленьком доме я недавно видел надпись "здесь живёт Баба Рога", прогуглил и обнаружил, что это вариант Бабы Яги с рогом на лбу. Нашел ещё песенку про это и прослушал... Вместо того, чтобы заниматься делом.
Рабочий день прошел не слишком продуктивно, но наконец закончился, и я поехал в центр.
В автобусе в это время, около шести, народу было мало, все ехали наоборот, из центра в спальные районы.
Сидел я лицом по ходу автобуса, как вдруг в первую дверь вошла девушка в светлой одежде, какого-то сероватого оттенка, может, льняной. На русых волосах лента, платье с вышивкой крестом, длиной в пол. Небольшого роста и обычной внешности, немного сутулится. Но лицо было именно тем, что я видел во сне ночью, ошибки быть не могло. Одной рукой она держалась за поручень у входа, в другой было что-то крепко сжато.
Я таращился на нее во все глаза, попирая все приличия, но сделать ничего не смел. Да и глупо было бы на ломаном сербском объяснять, что видел ее во сне. По-сербски еще и слово такое же, как и "мечтать". "Я мечтал о вас этой ночью". За такое недолго и получить по морде. Да и привлекательной она мне не казалась, плюс еще и эта экзотическая одежда. Такая может и молча из баллончика брызнуть.
Боялся я, чего уж там, в этом и была главная причина.
Она скользнула по мне взглядом, причем и выражение было точно как во сне, как у приемщика в ломбарде, изучающего некую безделушку, которую ему представили как фамильную драгоценность.
Мы продолжали ехать.
Проезжая Скупштину, я встал и пошёл к задней двери, чтобы не встречаться с ней взглядом. На следующей остановке мне нужно было выходить. Я стоял в дверях и старался смотреть прямо перед собой. Меня кто-то легко тронул за плечо, я резко обернулся. Девушка молча и с какой-то саркастической улыбкой протянула мне фанерную птичку на кожаном шнурке. Я небольшой специалист, но вроде бы это была кукушка.
"Кукавица" по-сербски значит трус. Она считала меня трусом. На птичке красной ручкой было криво написано "Теразийский фонтан". Раз уж я все равно тут, собирался пройтись, почему бы и не заглянуть и к фонтану. Там было как всегда людно - туристы снимали сам фонтан, гостиницу "Москва", себя и улицы. Гиды вещали на разных языках.
У фонтана стоял парень с длинными волосами, держа плакат с кукушкой и надписью по-русски: "Бесплатная экскурсия - таинственный Белград". В его телефоне что-то пиликнуло и он внимательно меня рассмотрел, а увидев фанерную птицу, быстро сказал на практически безупречном русском:
-Желаете прямо сейчас поехать или запишетесь на другой день?
Я подумал, что такой маркетинг грех не оценить, но и ощущение подвоха, почти забытое уже после отъезда, накатило с позабытой свинцовой мощью. "Точно развод какой-то, ещё и знают, что я русский и где обычно езжу".
-А сколько по времени? - я решил потянуть кота за хвост, или, точнее, повесить его, как говорят сербы...
-Это ознакомительная поездка, обычно где-то час.
"Час" он сказал так, как говорят это слово сербы, "Ч" звучало как у батьки Лукашенко. Я не могу нормально, то есть по-сербски, говорить эту букву, у меня выходит мягкое ћ, также как не могу говорить везде "е" как "э"... Вот это все и выдает нас, иностранцев.
-Да, спасибо. А сколько еще народу будет? Примерно?
-Сегодня у нас автобус поломался, только гид и вы... - Видя мое испуганное выражение, он улыбнулся:
-Не бойтесь, мы - обычная турфирма, просто хотим расширить охват на русских, раз уж сейчас время такое. Можете вот взять листовку, - он достал маленький буклет с изображением кукушки и славянскими мотивами.
***
Я впервые в жизни ехал в автомобиле-купе с открытым верхом, хотя тут это не такая уж и редкость. Гидом оказался тот же парень, что стоял с плакатом у фонтана.
- Не знаю, слышали ли вы, но в девяностые годы на Балканах участились случаи нападения нечистой силы, ну или так говорят. Тогда и вообще было неспокойное время... Как и у вас, конечно. Но дело не в этом, в какой-то момент дело обрело значительную огласку, и некоторые люди решили исследовать это дело на государственном уровне. Вы слышали про ядерный институт?
- Да, на гугл-картах видел. Я думал, что в Сербии официально нет ядерной науки...
- Ну, это со времён СССР осталось, но я немного не об этом - при этом же институте организовали лабораторию исследования паранормальных явлений. И они собрали удивительную коллекцию экспонатов, вот по правде, это не хуже, чем в музее Теслы.
Только теперь я понял, куда мы мчим. Мы ехали в Винчу.
-И вот мы хотим потихоньку это дело раскрутить.
-А как вы меня нашли?
-Ну, тут особого секрета нет. Вы ведь скачивали книгу Вука Караджича о преданиях сербского народа, в гугл-аккаунте есть ваша почта, а потом уже недолго найти и в соцсетях.
-Неплохо вы разбираетесь в этом для гуманитария!
-Нет-нет, я закончил исторический факультет. Это все нас заставили выучить: русские специалисты, особенно из ИТ, всегда задают этот вопрос.
-Все качают Вука?
-Не все, у нас есть скоринговая система, почти как в банке, но про это, если вам интересно, можете узнать в техподдержке. Я здесь затем, чтобы познакомить вас с фольклором и преданиями, а также интересными фактами. Кстати, не могли бы вы повесить птичку на шею?
И вот тут, на меня снова накатило ощущение близкой беды, и было оно совсем другим. Оно было не рациональным, а каким-то животным, я вспомнил странную девушку и странный сон.
-Спасибо, но нет. Уродливая вещица, да и не подходит к моему стилю.
На лице гида как будто промелькнула паника, но он помолчал и сказал:
-Лучше бы вы надели это. Но, да ладно, попробуем по-другому, тогда возьмите этот пропуск, - он протянул картонку в пластиковом чехле какого-то древнего, советского вида. Когда я работал в одном НИИ в начале двухтысячных, у меня тоже был такой и его надо было засовывать в специальную нишу при входе на работу.
ВЫ ЧИТАЕТЕ
1. Весна Пролич
Science FictionАсе. История происходит в современном Белграде с русским эмигрантом, который встречается с необъяснимыми явлениями. Его постепенно захватывает противостояние двух могущественных сил, которые стараются вовлечь его в борьбу. Одной из сторон, на первый...