Октябрь, 1996
В конце урока письма отведено десять минут на свободное чтение. Учитель, шаркая в плоских туфлях вдоль рядов, следит, как мы читаем. Эта женщина высокая, тощая и некрасивая. Она носит широкие бесформенные платья, которые болтаются на ней, как на бельевой веревке. Мы зовем ее Школьной Доской.
Школьная Доска склоняется надо мной и бормочет:
— Читай, пожалуйста, про себя.
Ее цветочный парфюм действует на меня, как укол стоматолога. Я боюсь поднять голову и бормочу в книгу:
— М-м-м, но я думала, нужно читать про героев, а не про себя.
Кабинет заполняет хохот детей.
— Про себя — это значит молча, а не шепотом, — Доска игнорирует шум. — А ну-ка, дай сюда.
Она берет мою книгу, хмурится недолго на иллюстрации и говорит:
— Сказка — это слишком маленькое произведение. В вашем возрасте нужно читать что-нибудь серьезнее. Принеси в следующий раз книгу побольше.
После переезда в Волхов у нас попросту нет книг побольше для восьмилетней девочки. Несколько томов Даниэлы Стилл мама забрала у тети Маши, когда возвращалась за мной в Ростов. А для детских книжек есть библиотека. Это место я не люблю. Накануне мой одноклассник рассказал на перемене про работу его отца в морге — холодное тихое место, где «вечно спят люди». В межпоселенческой библиотеке у дома тоже вечно кто-то спит.
Но тем же вечером мама приносит для работы над статьей домой увесистую красивую книгу — «Кантелетар». Она мне приглянулась за свою побольшесть и интересные руны — так карелы называют свои песни. Мама даже не замечает, как я таскаю эту книгу каждый день в школу.
В конце четверти каждый должен рассказать возле доски и Доски о своей книге. После одного такого рассказа учитель причитает:
— Вы не должны говорить, что читаете книгу, потому что она интересная. Или потому что она ваша любимая. Или, — она запинается, словно и думать ей об этом противно, — или что она красивая. Запомните: книгу не судят по обложке.
После этого я выхожу перед всем классом со своим фолиантом. У меня дрожат руки. Затем я предельно честно и невозмутимо произношу:
— Я выбрала «Кантелетар», потому что... она большая.
Дети смеются. Доска насупилась и молчит. Это длится недолго, только я открываю рот, как она перехватывает:
— Розочка, ты ведь даже не понимаешь, о чем читаешь.
— Нет, я...
— Выбери для чтения что-нибудь дру...
— Нет, я понимаю, о чем читаю! — даже не замечаю, как ее перебиваю. — Мне нравятся песни Суоми. Я выучила одну наизусть.
Школьная Доска равнодушно поводит плечами и запахивается в палантин.
— Лучше было бы, наверно... э-э-э...
«Лучше было бы, наверно,
много лучше мне бы было
на земле не появляться,
не расти на белом свете,
солнца красного не видеть
и не знаться с этим миром.
Умерла бы я трехдневной...»
— Хватит!
Дети не смеются. И даже не улыбаются. Только смотрят на меня стеклянными глазами, как будто видят в первый раз. Притихли, как мышки.
Кто мне дал эту книгу? Никто. Я взяла ее у мамы.
— Пусть подойдёт ко мне сегодня после продленки, — учитель что-то дергало чиркает себе на листочке. — Все. Садись уже, наконец.
— Но я не остаюсь на продленке, я никогда на ней не остаюсь, потому что мне нужно на тренировку.
— Значит, в этот раз ты останешься.
После разговора с учителем мама весь вечер странно ухмыляется и молчит. Прячет лицо за ладонью, смотрит в темное окно. Чай остыл. Наконец, с раздражением говорит мне сидеть дома, пока не купит мне новое пальто — уже холодает, а из старого я знатно вымахала. Книгу она забрала. Целыми днями смотрю по видику кассеты из проката. Уже выпал первый снег.
Когда возвращаюсь в школу, я узнаю, что Доска уволилась, подала на развод и переехала в другой город. И навсегда исчезла из моей жизни.
YOU ARE READING
Гроза моей души
Teen FictionЛетом после окончания школы Роза приезжает гостить к тете Маше. От скуки она находит старый фотоальбом, который неожиданно восрешает череду детских воспоминаний. В них есть радостные события, но они лишь разбавляют моменты сожалений. Роза снова погр...