Политическая карта мира — тематическая карта, на которой показаны государственные границы всех стран мира. Её называют зеркалом эпохи, поскольку на ней находят своё отражения все процессы, происходящие в мире на разных этапах развития человеческого общества. В настоящее время на политической карте 230 стран. При таком огромном количестве возникает необходимость в их дифференциации, которую можно провести, провести на основании различных показателей. Все страны мира различаются: географическим положением; величиной территории; численностью и национальным составом населения; по форме правления; по государственному устройству; по уровню социально–экономического развития. Из 230 стран мира, 190 суверенные — политически независимые государства, обладающие самостоятельностью во внутренних и внешних делах. Остальные — несамоуправляющиеся территории, такие как — колонии, протектораты, так называемые заморские департаменты.
На протяжении XX века, число таковых резко сократилось и в настоящее время это небольшие островные владения в Карибском море и Океании. По географическому положению выделяют: островные (Индонезия, Япония, Куба); материковые (Австралийский Союз, Канада, Китай); имеющие выход к морю (Норвегия, Республика Корея, Венесуэла); не имеющие выхода к морю (Монголия, Чад, Казахстан); По величине территории: очень большие (Россия, Канада, Китай); большие; средние; небольшие; «микрогосударство» (Андорра, Лихтенштейн, Сан-Марино). По численности: От крупнейших с населением более 100 млн. человек — до небольших, с численностью менее 1 млн. По национальному составу населения: однонациональные (Япония), многонациональные (Россия, США, Китай). По форме правления: монархии конституционные — Норвегия, Швеция, Великобритания; абсолютные — Япония, Саудовская Аравия теократические — Ватикан. республики президентские — Египет, Турция, Франция; парламентские — большинство стран Западной Европы. По государственному устройству: федеративные — Индия, Россия; унитарные — Венгрия, Франция. По уровню социально — экономического развития: экономически развитые страны — Япония, ФРГ; развивающиеся — Индия, Мексика; страны с переходной экономикой — большинство постсоциалистических стран. Место любой страны в типологии не постоянно и может изменяться со временем.
Этапы формирования современной политической карты. Особенности современного этапа. Процесс формирования политической карты мира насчитывает несколько тысячелетий, поэтому можно говорить о существовании нескольких периодов в ее формировании. Обычно выделяют: древний (до V в. н. э.), средневековый (V — XV вв.), новый (XVI — конец XIX в.) и новейший периоды (с начала XX в.). На протяжении новой истории политическая карта мира менялась особенно активно. В период Великих географических открытий крупнейшими колониальными державами были Испания и Португалия. Но с развитием мануфактурного производства на авансцену истории вышли Англия, Франция, Нидерланды, Германия, а позже и США. Этот период истории характеризовался большими колониальными захватами в Америке, Азии и Африке.