Трудности новой жизни

15 0 0
                                    

Ухудшение общественно-политической ситуации в республике. Голод: причины, начало и последствия. Земельно-водная реформа. Трудности, вызванные новой экономической политикой. Признаки роста в экономике.

Общественно-политическая жизнь республики.

В феврале 1925 г. Киргизская областная партийная организация была переименована в краевую. В стране развивалось молодежное движение. В июле 1921 г. в Оренбурге состоялся Первый Казахстанский съезд комсомола.

Талантливым комсомольским организатором в Казахстане и Туркестане был Гани Муратбаев (1902—1924 гг.). Его выбрали первым председателем Киргизского (Казахского) бюро ЦК комсомола Туркестана. В последние годы жизни он заведовал Восточным отделом Коммунистического Интернационала молодежи.

На необъятных просторах края всемерно укреплялась власть Советов. Бии, имамы, члены духовных управлений мусульман отстранялись от выборов.

Широко пропагандировался декрет об отмене калыма, запрещении многоженства, аменгерства. Широкое развитие получило женское движение. Значительный вклад в дело раскрепощения казахских женщин внесли видные деятели женского движения Н.Кульжанова, Н.Арыкова, А.Уразбаева, Ш.Иманбаева и др. Центром просветительской работы в аулах стали Красные юрты ("Кызыл отау”).

Советы предпринимали меры по сближению Советской власти с широкими массами, вовлечению их в управление государством, пытались рассеять остатки недоверия трудящихся к государственному аппарату, укрепить братские отношения народов.

СНК Казахской АССР принял Декрет «О порядке употребления киргизского (казахского) и русского языков». Декрет предусматривал необходимость опубликования законов КазАССР, нормативных актов губернских организаций на казахском и русском языках в зависимости от того, на каком языке ведут переписку эти учреждения. 22 ноября 1923 г. ЦИК Казахстана принял Декрет «О введении делопроизводства на киргизском (казахском) языке».

Во все звенья партийной работы внедрялся командно-административный метод работы. Из- за отсутствия всякой легальной оппозиции процветали культ «вождя» Голощекина, бюрократизм, бесконтрольность власти.

Специалисты и руководители, вышедшие из народа, прошли школу борьбы и труда, учились строительству нового мира методом проб и ошибок. Вместе с тем в обществе росла зависимость от партии. Партийно- государственная машина функционеров навязывала «образ врага». Именно в эти годы вошло в практику приклеивание ярлыков «националистов». Беспощадное уничтожение частной собственности, многоу к ладности, товарного обращения, преобладание идеологии над окономикой — все это вело к утверждению устоев казарменного социализма.

ВОУДМесто, где живут истории. Откройте их для себя