MENU
Казахстан – колония имперской России (1824г – 1917г)
Главная » История Казахстана - краткий справочник »Казахстан – колония имперской России (1824г – 1917г)
Отечественная война 1812г
6 июля 1812г принято обращение об опасности нашествия Наполеона. Русский народ призвал поддержать Байсакал Тилекулы. Казахи добровольно участвовали и были в составе конницы (особая роль этому виду войска). Были в составе Башкирского полка. Полный кавалер ордена Георгия – Нарынбай (был на приеме у Александра 1). Бородинское сражение – 1812г – Майлыбайулы награжден серебряной медалью, Карыбай - медалью голубой ленты. Кутузов вручил орден казахскому джигиту Белякову (также брал Акмечеть). Лейпциг штурмовали Жанжигитулы и Байбатырулы. Поэт-воин - Амен.
Уставы 1822 - 1824г
Устав о «Сибирских киргизах» - 1822г – Средний жуз. Основная цель – ликвидация ханской власти, создание системы власти как в России. Разработан под руководством Сперанского (принимал участие будущий декабрист Батеньков). Судебная система становится как в России. Три категории судебных дел: уголовные, исковые и жалобы на управление. Уголовные дела рассматривались в Окружном приказе. «Устав» расширял торговлю, безналоговой была караванная торговля. Запрещается продажа вина. Отменено рабство. Введена 3-ступеначатая административная система (аул-волость-округ): Аул – низшая административная единица – от 50 до 70 кибиток. Волость – 10-12 аулов. Округ – 15-20 волостей. Округа казахов Среднего жуза составляли «Область сибирских киргизов» (Омская область, Западно-Сибирское ГГ). После ликвидации Омской области Средний жуз был подчинен Тобольской и Томской губерниям.
Старший султан (майор русской армии) и аульные старшины получали должность на 3 года. Старший султан мог через 9 лет службы просить дворянское звание, также обычай «белой кошмы». Должность волостного султана (чиновник 12 класса) – по наследству и неограничена по сроку. Практически неограниченные полномочия получал пограничный начальник. Окружной приказ состоял из 2 русских, 2 казахов и старшего султана. Все должностные лица назначаются Оренбургским генерал-губернатором.
Устав об «Оренбургских киргизах» (разработан Эссеном, главой Оренбургского ГГ, им же назначались все чины) - отмена ханской власти в Младшем жузе – 1824г. Административная система: округ – дистанция (3) – старшинство. Младший жуз поделен на 3 части, во главе каждой – султан-правитель. С 1831 года создаются дистанции – административные единицы. Созданы 54 дистанции.