Через два часа пришел Штольц.
— Что с тобой? Как ты переменился, обрюзг, бледен! Ты здоров? — спросил Штольц.
— Плохо здоровье, Андрей, — говорил Обломов, обнимая его, — левая нога что-то все немеет.
— Как у тебя здесь гадко! — сказал, оглядываясь, Штольц. — Что это ты не бросишь этого халата? Смотри, весь в заплатах!
— Привычка, Андрей; жаль расстаться.
— А одеяло, а занавески... — начал Штольц, — тоже привычка? Жаль переменить эти тряпки? Помилуй, неужели ты можешь спать на этой постели? Да что с тобой?
Штольц пристально посмотрел на Обломова, потом опять на занавески, на постель.
— Ничего, — говорил смущенный Обломов, — ты знаешь, я всегда был не очень рачителен о своей комнате... Давай лучше обедать. Эй, Захар! Накрывай скорей на стол... Ну, что ты, надолго ли? Откуда?
— Узнай, что я и откуда? — спросил Штольц. — До тебя ведь здесь не доходят вести из живого мира?
Обломов с любопытством смотрел на него и дожидался, что он скажет.
— Что Ольга? — спросил он.
— А, не забыл! Я думал, что ты забудешь, — сказал Штольц.
— Нет, Андрей, разве ее можно забыть? Это значит забыть, что я когда-то жил, был в раю... А теперь вот!.. — Он вздохнул. — Но где же она?
— В своей деревне, хозяйничает.
— С теткой? — спросил Обломов.
— И с мужем.
— Она замужем? — вдруг, вытаращив глаза, произнес Обломов.
— Чего ж ты испугался? Не воспоминания ли?.. — тихо, почти нежно прибавил Штольц.
— Ах, нет, бог с тобой! — оправдывался Обломов, приходя в себя. — Я не испугался, но удивился; не знаю, почему это поразило меня. Давно ли? Счастлива ли? скажи, ради бога. Я чувствую, что ты снял с меня большую тяжесть! Хотя ты уверял меня, что она простила, но, знаешь... я не был покоен! Все грызло меня что-то... Милый Андрей, как я благодарен тебе!
Он радовался так от души, так подпрыгивал на своем диване, так шевелился, что Штольц любовался им и был даже тронут.
— Какой ты добрый, Илья! — сказал он. — Сердце твое стоило ее! Я ей все перескажу...
ВЫ ЧИТАЕТЕ
Обломов
Classics«Обло́мов» - роман, написанный русским писателем Иваном Александровичем Гончаровым в период с 1847 по 1859 год. Впервые был опубликован в 1859 году. Роман входит в трилогию с произведениями «Обыкновенная история» и «Обрыв», являясь её второй частью.