На столе стояли бутылка самогона и квашеная капуста. С нами сидел Дима, зять Лёджика. Дима был на редкость умным узбеком, почти без акцента и со светлыми волосами. Я что-то хотел спросить у него, но сейчас забыл.
— Ты поступил? Можно праздновать? — спросил Дима.
— Думаю да, хотя формально зачисление завтра.
— Ну, тогда за тебя. Только мне наливай поменьше, — сказал он Тимофею.
Мы выпили, и Дима вспомнил одну из своих любимых тем. Все ему не давал покоя русский язык:
— И все-таки я не понимаю приставки «по». Теперь ты филолог. Тебе не уйти, пока мы не разберемся в вопросе.
— Валяй, — ответил я. — Будем разбираться.
Тимофей покачал головой: опять.
— Нет, подожди, — продолжил Дима. — Я думал на этот счет сегодня по дороге на работу. В маршрутке написано: «Об остановке предупреждайте заранее и погромче». Почему «погромче»? Почему не просто «громче»? Зачем «по»?
— Давай я тебе объясню через пять лет. Диплом буду защищать на эту тему.
— Нет, мы «по-думаем» сейчас. Это что? «Подумаем», приставка указывает на будущее время? И причем тут «погромче»?
Пока мы распивали первую бутылку, купленную у местного алкобарыги, я пытался отмахнуться от Димы, найти что-то убедительное:
— Выходит, она используется «по-разному». Например, с наречиями.
— Что такое наречие?
— «Погромче», «помедленнее», «получше». Она, видимо, указывает на незначительный сдвиг. Не знаю я.
Местный самогон действовала сильнее, чем водка или спирт. Не просто отуплял, но и превращал все в мультфильм. Стоило мне начать что-то говорить, становилось лень развивать мысль. Скучные части речи извивались в воображении, гипнотизировали и усыпляли ум.
— Говорить «по-английски», трахаться «по-собачьи». Дима, это слишком сложно. Не хочу думать сейчас об этом.
Дима торжественно сказал:
— «Погромче» в маршрутке. Это ведь не значит чуть-чуть. Это значит, наоборот, во весь голос.
Тимофей тоже попытался вставить свое слово:
— Здесь есть действие. Не просто «громче». А с добавлением субъекта. Кто-то воздействует на громкость.
ВЫ ЧИТАЕТЕ
Евгений Алехин - Птичья гавань
Ficción GeneralКнига напечатана в поддержку проекта с рабочим названием «Русский лес» - сериала по сценарию Евгения Алехина и Константина Сперанского, и все вырученные с нее средства пойдут на создание пилотной серии.