1 курс |5 лекция

55 0 0
                                    

Лекция #5

Собирая полами мантии пыль, низенький профессор вновь спешил на лекцию в башню. С кряхтением преодолев последнюю ступень, старичок забежал в аудиторию. Остановившись у преподавательского стола и отдышавшись, он через пару мгновений восставил дыхание и, оглядев собравшихся, с улыбкой начал.
- Доброго вечера, мои дорогие! Сегодня мы с вами будем изучать классификации галактик. По одной из старых классификаций, которой до сих пор придерживаются многие астрономы есть пять типов галактики: первый тип - эллиптические. обозначаются они буквой E, - Филиус достал из кармана волшебную палочку и вычертил в воздухе золотистую букву. – Второй тип – линзообразные и обозначаются такие галактики двумя буквами S0. Третий тип - обычные спиральные, обозначается буквой S. Четвертый тип - пересеченные спиральные или галактики с перемычкой (баром), обозначаются буквами SB. И последний, пятый тип, неправильные галактики, они у нас обозначаются буквами Irr.

Первокурсники тут же заскрипели перьями, и Флитвик, дожидаясь, пока в аудитории вновь воцарится тишина, обошел преподавательский стол и зашуршал лежащими там свитками. Найдя, наконец, нужный, профессор пробежал по записям Авроры глазами.
- Давайте теперь немного поговорим о каждом типе галактик отдельно. И начнем по порядку, с эллиптических галактик. Итак, такие галактики имеют формы от идеально кругло до крайне вытянутого овала. У этого типа галактики нет центрального яркого ядра, свет в ней распределен практически равномерно и лишь к самым-самым краем немного рассеивается. Эллиптические галактики обозначаются буквой Е, как я уже сказала, и делятся на семь подгрупп в зависимости от их формы. Эти подгруппы помечены E0 до E7. Галактики E0 имеют почти круглую форму, в то время как форма E7 чрезвычайно вытянута, - профессор Флитвик лишь едва-едва водил в воздухе палочкой, вырисовывая обозначения и схемы для понимания. – Такие галактики сравнительно медленно вращаются, заметное вращение наблюдается только у галактик с более сильным сжатием. В них обычно нет пылевой материи, но если она вдруг имеется, то видна как тёмные полосы на непрерывном фоне звёзд галактики. Весьма интересное зрелище, скажу вам,

Профессор задумчиво улыбнулся, эффектным взмахом руки "убирая" все свои прежние иллюзии. – Внешне эллиптические галактики отличаются только формой и большим или меньшим сжатием. А в целом они все на одно «лицо», - чуть вздохнув, старичок взмахнул волшебной палочкой, и перед взорами студентов появилась небольшая модель эллиптической галактики. – Это модель карликовой эллиптической галактики. Название ей – Messier 54 или М54, и находится она в созвездии Стрельца. Красивая, правда? Она является галактикой-спутником нашего Млечного пути и находится не так уж далеко от нас.

- Эллиптических галактик довольно много, от общей доли около двадцати пяти процентов, - Флитвик чуть улыбнулся и взмахнул волшебной палочкой вновь. На месте «малютки» М54 появилась куда более большая модель галактики, с очень ярким слепящим глаза центром и отходящим от него во все стороны, словно дымкой светом. – А это – линзовидная галактика. Название ей - NGC 4866. Галактика находится в созвездии Девы и она поистине прекрасна в своей необычности, - некоторое время профессор любовался моделью галактики, а затем, чуть вздохнув, продолжил говорить: - Линзовидные галактики – это тип галактик, который является промежуточным между спиральными и эллиптическими. У линзовидных галактик есть балдж – это ядро, гало – это светящееся кольцо вокруг диска, оптический феномен, и непосредственно диск, но нет спиральных рукавов, да и новые звезды в них почти не появляются, поэтому многие из них состоят из старых звезд. В этих галактиках яркое основное тело - линза, окружено слабым ореолом, похожим на некую дымку. Иногда линза имеет вокруг себя кольцо пыли, как, например, у галактики под названием Веретено. Делится этот тип на пять подгрупп: S0, SB0, E8, SA0 и SAB0. Запомнить будет несколько сложнее, чем подгруппы эллиптических галактик, но не за гранью возможностей.
Кивнув своим словам, профессор кинул взгляд на часы.
- Ну вот на сегодня и все, мои дорогие. Домашнее задание будет дано позже.

АСТРОНОМИЯ Место, где живут истории. Откройте их для себя