Òåïåðü, êîãäà ìû ïîçíàêîìèëèñü ñ ìíîãî÷èñëåííûìè ïðèìåðàìè ëæè, óçíàëè ïðè÷èíû, ïîáóæäàþùèå ëþäåé âðàòü, óâèäåëè, êàê çàðîæäàëàñü ëîæü â ÷åëîâå÷åñêîì îáùåñòâå, ïîïðîáóåì ñèñòåìàòèçèðîâàòü ëîæü äëÿ íàãëÿäíîñòè.
6.1. Ôîðìû ëæè
Ëîæü ìîæåò ñóùåñòâîâàòü â äâóõ îñíîâíûõ ôîðìàõ: èñêàæåíèå, óìîë÷àíèå è îáîáùåíèå èíôîðìàöèè.
Èñêàæåíèå - ýòî ñîêðûòèå íàñòîÿùèõ ýìîöèé, ïîäà÷à ïðàâäû êàê îáìàíà, ÷àñòè÷íàÿ ïðàâäà, óâåðòûâàíèå îò îòâåòà Ýòè ïðèçíàêè ëæè, êàê ïðàâèëî, ëåãêî çàìåòèòü â ðå÷è.
Ïðèìåð ñîîáùåíèÿ ïðàâäû â âèäå îáìàíà. Ñîòðóäíèêè ïàòðóëüíî-ïîñòîâîé ñëóæáû îñòàíîâèëè àâòîìîáèëü ñ òåððîðèñòàìè, åõàâøèìè â Áóä¸́ííîâñê, è ñïðîñèëè èõ, êóäà îíè íàïðàâëÿþòñÿ. «Êðåìëü áðàòü», - áûë äàí îòâåò. «Â ÷åìîäàíàõ ÷òî?». Òåððîðèñòû ïðàâäèâî îòâåòèëè: «Íàðêîòèêè è îðóæèå». Íî ãàèøíèêè âîñïðèíÿëè ýòó ïðàâäó êàê øóòêó, íà ÷òî è ðàññ÷èòûâàëè ïðåñòóïíèêè.
Ìóæ÷èíà, ïîññîðèâøèéñÿ ñî ñâîåé ëþáîâíèöåé, íà âîïðîñ æåíû î ïðè÷èíå åãî ïëîõîãî íàñòðîåíèÿ, îòâå÷àåò: «Ïðîáëåìû ïî ðàáîòå». Ýòî ïðèìåð ñîêðûòèÿ èñòèííîé ïðè÷èíû ýìîöèé.
Ïîëóïðàâäó äîâîëüíî òðóäíî ðàñïîçíàòü. Ðåàëüíîå ñîáûòèå ïðåïîäíîñèòñÿ îáìàíùèêîì ñ èñêàæåíèåì íåêîòîðûõ ôðàãìåíòîâ. Íàäî áûòü î÷åíü îïûòíûì âåðèôèêàòîðîì, ÷òîáû çàìåòèòü ýòó ëîæü.
Óâåðòûâàíèå îò îòâåòà ìîæíî íàáëþäàòü â ñëåäóþùåé ñèòóàöèè. Âñòðå÷àþòñÿ äâà ïðèÿòåëÿ: «Ïðèâåò. Êàê äåëà?».  îòâåò: «ß òîæå ñòðàøíî ðàä íàøåé âñòðå÷è. Íó à ÷òî ó òåáÿ íîâîãî?». Òàêîé îòâåò ñáèâàåò ñëóøàòåëÿ ñ òîëêó.
6.2. Ïðèçíàêè îáìàíà
Ðàçëè÷àþò äâà ïðèçíàêà îáìàíà: óòå÷êà èíôîðìàöèè è èíôîðìàöèÿ î íàëè÷èè îáìàíà.
Óòå÷êà èíôîðìàöèè - âåðíûé ïðèçíàê ëæè. Ýòî ñèòóàöèÿ, êîãäà îáìàíùèê ñàì íå÷àÿííî âûäàåò ñåáÿ (ìèêðîâûðàæåíèÿ, îãîâîðêè êàê èíîñêàçàòåëüíûå, òàê è ïðÿìûå, ñëîâåñíûå). Óòå÷êà èíôîðìàöèè ìîæåò ïîìî÷ü íàì ïðîëèòü ñâåò íà òî, ÷òî èìåííî ñêðûâàåò ÷åëîâåê.
Èíôîðìàöèÿ î íàëè÷èè îáìàíà íå îòêðîåò íàì èñòèíó ñëîâ ãîâîðÿùåãî, íî óêàæåò íà òî, ÷òî ÷åëîâåê ëæåò. Åñëè æåñòû, òåëîäâèæåíèå, ìèìèêà ãîâîðÿùåãî ïðîòèâîðå÷èâû, òî, âîçìîæíî, ïåðåä âàìè ëæåö. Íî ñòîëü êàòåãîðè÷íûé âûâîä ìîæíî äåëàòü, åñëè âû çàìåòèëè ïî ìåíüøåé ìåðå òðè ïðèçíàêà èíôîðìàöèè î íàëè÷èè îáìàíà (äèñòàíöèîíèðîâàíèå, èçìåíåíèÿ â òåìáðå ãîëîñà, àññèìåòðè÷íûå òåëîäâèæåíèÿ, æåñòû-ìàíèïóëÿòîðû, àäàïòàöèîííûå æåñòû).
6.3. Ðåàêöèè ÷åëîâåêà ëãóùåãî
×åëîâåê, êîòîðûé ëæåò, âñåãäà èñïûòûâàåò ñòðåññîâîå ñîñòîÿíèå, êîòîðîå ïðîÿâëÿåòñÿ â òðåõ ðåàêöèÿõ: «áåé», «ñòîé», «áåãè».
Ðåàêöèÿ «áåé» ïðîÿâëÿåòñÿ â àãðåññèâíîì ïîâåäåíèè, ãíåâíûõ ìûñëÿõ, æåñòàõ, ñëîâàõ. Ëæåö àòàêóåò âîïðîñàìè, ñòàðàÿñü ñáèòü ñ òîëêó ÷åëîâåêà, åñëè ïîäîçðåâàåò, ÷òî åãî ìîãóò ðàñêóñèòü.
Ðåàêöèÿ «ñòîé» ìîæåò âûçâàòü áëåäíîñòü â ëèöå, òàê êàê ó ÷åëîâåêà, êîòîðûé ëæåò, ïîâûøàåòñÿ àäðåíàëèí, ÷òî ïðèâîäèò ê îòòîêó êðîâè ê íîãàì. Ëæåö «çàâèñàåò» â ìûñëÿõ, ñëîâàõ, ïîñòóïêàõ.
Ðåàêöèþ «áåãè» ìîæíî íàáëþäàòü, êîãäà ÷åëîâåê óêëîíÿåòñÿ ðàçãîâîðà èëè êàêèõ-ëèáî ïîáóæäàþùèõ åãî ñîáåñåäíèêîì äåéñòâèé.
Óìåòü âèäåòü ïðîÿâëåíèÿ ýòèõ òðåõ ðåàêöèé ó ëæåöà î÷åíü âàæíî äëÿ ïðîâåðÿþùåãî ëîæü.
6.4. Ìåæïîëóøàðíàÿ àññèìǻòðèÿ ìîçãà è ëîæü. Åñòü ëè ñâÿçü?
Ïðàâîå ïîëóøàðèå íàøåãî ìîçãà - àíà́ëîãîâîå. Îíî îòâå÷àåò çà öåëîñòíîå âîñïðèÿòèå ìèðà. Âåñü îïûò íàøåé æèçíè çàêîäèðîâàí çäåñü. Ïðåäñòàâëÿåòå, êàêîé ãðîìàäíûé îáúåì èíôîðìàöèè õðàíèòñÿ?
Ëåâîå ïîëóøàðèå ìîçãà õàðàêòåðèçóåòñÿ ëèíåéíîé ðàáîòîé. Çäåñü ïðîèñõîäÿò îïåðàöèè ñ ÷èñëàìè, ñïèñêàìè, àíàëèç.
Êîãäà ÷åëîâåê ãîâîðèò íåïðàâäó, åãî ìûøëåíèå ïåðåõîäèò ñ ïðàâîãî ïîëóøàðèÿ ãîëîâíîãî ìîçãà íà ëåâîå. Ïîýòîìó ðå÷ü ñòàíîâèòñÿ ïîñëåäîâàòåëüíîé, óïîðÿäî÷åííîé. ×åëîâåê ïåðå÷èñëÿåò ñîáûòèÿ â ÷åòêîé ïîñëåäîâàòåëüíîñòè. Âîò çäåñü è ìîãóò ïðîÿâèòüñÿ îãîâîðêè è äðóãèå ïðèçíàêè îáìàíà.
Îäíèì èç íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííûõ ïðèçíàêîâ îáìàíà, îïðåäåëÿåìûõ ïî ãîëîñó, ÿâëÿåòñÿ ïàóçà. Ïàóçà ìîæåò áûòü ìíîãîêðàòíîé, ñëèøêîì ïðîäîëæèòåëüíîé, ñëèøêîì ÷àñòîé, çàïîëíåííîé ïðîòÿæíûìè çâóêàìè: «ý-ý», «ì-ì». Ïî÷åìó âîçíèêàþò ýòè ïàóçû â ðå÷è ÷åëîâåêà, ãîâîðÿùåãî íåïðàâäó? Ïîòîìó ÷òî íàäî âðåìÿ íà îñóùåñòâëåíèå ïåðåõîäà èç îäíîãî ïîëóøàðèÿ â äðóãîå.
Ðå÷ü ëãóùåãî ÷åëîâåêà ëîãè÷íà è íàñûùåíà ïåðå÷èñëåíèÿìè ïîñëåäîâàòåëüíûõ äåéñòâèé («ÿ çàøåë â êîìíàòó, ÿ ñåë çà ñòîë, ïîçâîíèë), ñëåäîâàòåëüíî, ñîñòîèò èç ìíîæåñòâà ãëàãîëîâ. Ó÷òèòå, îáìàíùèê íå áóäåò îòâîäèòü ãëàçà. Íàïðîòèâ, îí áóäåò ïðèñòàëüíî ñìîòðåòü íà âàñ ñ îäíîé ëèøü öåëüþ: ïðîâåðèòü, âûçûâàþò ëè åãî ñëîâà ó âàñ äîâåðèå.
YOU ARE READING
"Как понять, что вам врут" Александр Джеймс Ривера.
Non-FictionОбман всегда был, есть и будет. Его не остановить. Но перестать быть жертвой обмана можно! Как понять, что человек вам лжет, в кратчайшие сроки? Как стать умелым ловцом человеческой лжи? Как научиться видеть человека насквозь? Ответы на все эти вопр...