Глава 9. Голосовые признаки обмана

19 0 0
                                    

Ãîëîñ, êàê è ìèìèêà ÷åëîâåêà, èìååò âçàèìîñâÿçü ñ ïîëóøàðèÿìè ìîçãà, îòâåòñòâåííûìè çà ýìîöèè. Êîãäà ìû èùåì ïðèçíàêè îáìàíà â ãîëîñå ÷åëîâåêà, òî ìû èìååì â âèäó ïðèçíàêè îòðèöàòåëüíûõ ýìîöèé.

Ìû óæå óïîìèíàëè î âîçíèêíîâåíèè ïàóç è ìåæïîëóøàðíîé àñèììåòðèè, ïîìíèòå? Çíà÷èò, âû òàêæå ïîìíèòå, ÷òî ïðè îáìàíå ïàóçû ìåæäó ñëîâàìè ñòàíîâÿòñÿ ïðîäîëæèòåëüíåå èëè âîçíèêàþò ñëèøêîì ÷àñòî. Ïîäîçðèòåëüíî âûãëÿäÿò, êîãäà ÷åëîâåê ïðè îòâåòå íà âîïðîñ çàìèíàåòñÿ, äîïóñêàåò ðå÷åâûå îøèáêè.

Ê ðå÷åâûì îøèáêàì îòíîñÿòñÿ ìåæäîìåòèÿ òèïà «ý-ý-ý», «íó-ó», «õì»; çàèêàíèÿ, óïîòðåáëåíèå ëèøíèõ ñëîãîâ («ÿ î-î÷åíü ðàñ-ðàññòðîåí»); ïîâòîðåíèÿ («ÿ, ÿ, ÿ, ÿ õî÷ó ñêàçàòü»).

Âîîáùå, ãîëîñ ãîâîðÿùåãî - òî÷íûé èíñòðóìåíò âåðèôèêàòîðà. Âîçíèêíîâåíèå ãîëîñîâûõ çàìèíîê è ïàóç - âåðíûå ïðèçíàêè âîçìîæíîé ëæè. Íå âñåãäà îáìàíùèê ïðîäóìûâàåò ñâîþ ëèíèþ ïîâåäåíèÿ çàðàíåå, íå âñåãäà ìîæåò ïðåäâèäåòü ñëîæíûé âîïðîñ.

Âîîáùå, ãîëîñ ãîâîðÿùåãî - òî÷íûé èíñòðóìåíò âåðèôèêàòîðà. Âîçíèêíîâåíèå ãîëîñîâûõ çàìèíîê è ïàóç - âåðíûå ïðèçíàêè âîçìîæíîé ëæè. Íå âñåãäà îáìàíùèê ïðîäóìûâàåò ñâîþ ëèíèþ ïîâåäåíèÿ çàðàíåå, íå âñåãäà ìîæåò ïðåäâèäåòü ñëîæíûé âîïðîñ.

Óêàçàòü íà òî, ÷òî ÷åëîâåê ãîâîðèò íåïðàâäó, ìîæåò òàêæå òîí ãîëîñà. Êîãäà ÷åëîâåê âîçáóæäåí, èñïûòûâàåò ãíåâ èëè ñòðàõ, âûñîòà òîíà åãî ãîëîñà âîçðàñòàåò. Ãðóñòü, ñòûä, ÷óâñòâî âèíû, íàïðîòèâ, ïîíèæàþò âûñîòó òîíà ãîëîñà. ×åëîâåê ìîæåò äåëàòü âèä, ÷òî îí ïðåáûâàåò â ñïîêîéíîì ñîñòîÿíèè, ÷òî ó íåãî âñå õîðîøî, íî åñëè ïðè ýòîì òîí åãî ãîëîñà ïîíèæåí, à ñ ëèöà íå ñõîäèò ôàëüøèâàÿ óëûáêà, òî ó ÷åëîâåêà, íà ñàìîì äåëå, ïðîáëåìû, êîòîðûå îí õî÷åò ñêðûòü.

Ãîëîñ ñîáåñåäíèêà ìîæåò áûòü òàêæå áåññòðàñòíûì, íå âûðàæàòü íèêàêèõ ýìîöèé. Ýòî ãîâîðèò î òîì, ÷òî ÷åëîâåê ïûòàåòñÿ êîíòðîëèðîâàòü ñåáÿ.  êàêèõ öåëÿõ? Ìîæåò îí ÷òî-òî ñêðûâàåò îò âàñ è áîèòñÿ íåíàðîêîì âûäàòü ýòî â ðàçãîâîðå?

Ãðîìêîñòü ãîëîñà, ñêîðîñòü ðå÷è òàêæå ñëóæàò èíäèêàòîðàìè ýìîöèé, êîòîðûå èñïûòûâàåò ãîâîðÿùèé. Åñòåñòâåííî, ÷òî ïå÷àëü áóäåò ñîïðîâîæäàòüñÿ ìåäëåííîé è òèõîé ðå÷üþ, â òî âðåìÿ êàê ïðè ñòðàõå èëè íåãîäîâàíèè ãîëîñ áóäåò çâó÷àòü áûñòðî è ãðîìêî.

Âû áåç îñîáîãî òðóäà ñìîæåòå çàìåòèòü âñå ýìîöèîíàëüíûå èçìåíåíèÿ â ãîëîñå ñîáåñåäíèêà, òàê êàê èõ íåëåãêî çàìàñêèðîâàòü. Åñòü î÷åíü áîëüøîé ïðîöåíò âåðîÿòíîñòè óòå÷êè èíôîðìàöèè, åñëè âî âðåìÿ ëæè ñîáåñåäíèê ïûòàåòñÿ ñêðûòü ñâîè èñòèííûå ÷óâñòâà.

Íî íè â êîåì ñëó÷àå íå ñïåøèòå îáâèíÿòü ÷åëîâåêà âî ëæè íà îñíîâàíèè ïðîÿâëåííûõ ýìîöèé â åãî ãîëîñå! Âïîëíå âîçìîæíî, ÷òî ÷åëîâåê íåâèíîâåí, à çàïèíêè â áûñòðîé ðå÷è è ïîâûøåííûé òîí ãîëîñà - ñëåäñòâèå ýìîöèîíàëüíîãî âîçáóæäåíèÿ îò áîÿçíè, ÷òî åìó íå ïîâåðÿò è íåñïðàâåäëèâî îáâèíÿò.

Ïîìíèòå, îñíîâíîå ïðàâèëî ãëàñèò, ÷òî íåò óíèâåðñàëüíûõ ïðèçíàêîâ îáìàíà! Îäíàêî ïî îòäåëüíîñòè èëè â ñî÷åòàíèè äðóã ñ äðóãîì îíè ïîçâîëÿò ïîíÿòü, âðåò ëè âàì ÷åëîâåê èëè íåò.

Êîíå÷íî, çäîðîâî áûëî áû, åñëè áû ïðî÷òåíèå ýòîé êíèãè ãàðàíòèðîâàëî âàì ñòîïðîöåíòíóþ ãàðàíòèþ âîçìîæíîñòè ðàñïîçíàâàíèÿ ëæè. Íî, óâû, òàêóþ êíèãó âðÿä ëè íàïèøóò. Äàæå ìàøèíû, êîòîðûå ñîçäàíû äëÿ îïðåäåëåíèÿ ëæè ïî ãîëîñó, íå äàþò àáñîëþòíóþ ãàðàíòèþ, â îòëè÷èå îò ïðîäàâöîâ ýòèõ ìàøèí. Ïðåäïðèèì÷èâûìè ïðîèçâîäèòåëÿìè äåòåêòîðîâ ëæè áûëî çàÿâëåíî, ÷òî èõ ìàøèíû ìîãóò áåçîøèáî÷íî îïðåäåëÿòü íàëè÷èå îáìàíà ïî ãîëîñó. Êîãäà æå áûë ïðîâåäåí ðÿä íàó÷íûõ ýêñïåðèìåíòîâ ñïåöèàëèñòàìè ïî ðàçëè÷íûì ìåòîäèêàì îïðåäåëåíèÿ îáìàíà, òî îáíàðóæèëîñü, ÷òî äåòåêòîðû ëæè «óãàäûâàþò» ëîæü ëèøü â ïîëîâèíå ñëó÷àåâ. Íî îáåùàííàÿ ïîòåíöèàëüíûì ïîêóïàòåëÿì âîçìîæíîñòü âåðèôèöèðîâàíèÿ ëæè ñî ñòîïðîöåíòíîé ãàðàíòèåé - î÷åíü çàìàí÷èâàÿ øòóêà. Ïî êðàéíåé ìåðå, îáúåìû ïðîäàæ äåòåêòîðîâ ëæè íå ïàäàþ.

"Как понять, что вам врут" Александр Джеймс Ривера.Where stories live. Discover now