...

80 1 0
                                    

Часть 1. ДНК в криминалистике — первые шаги.

Биология уже давно заняла своё почётное место в криминалистических лабораториях, и такая непростая задача, как идентификация личности, представляется сегодня невозможной без использования методов этой науки. В настоящей статье речь пойдет о самом перспективном направлении судебно-медицинской экспертизы — идентификации личности на основе анализа ДНК.

Внедрение биологических методов анализа в процесс судебной экспертизы имеет давнюю историю. Сначала на помощь дактилоскопии, имеющейся в арсенале у криминалистов с 1892 г., пришло серологическое типирование молекул, находящихся в биологических жидкостях, таких как маркеры групп крови АВ0, а также некоторых ферментов. Настоящий же эволюционный скачок в этой области произошёл с началом применения ДНК-идентификации.

Учитывая общеизвестный факт генетической исключительности каждого человека (кроме однояйцевых близнецов), существует распространённое мнение о 100-процентной точности идентификации личности на основании анализа ДНК. Казалось бы, всё просто: достаточно сравнить ДНК подозреваемого с ДНК, полученной из биологических образцов, найденных на месте преступления и заведомо принадлежащих преступнику. Далее остается лишь определить, соответствуют ли эти образцы друг другу, и в случае положительного ответа без сомнений вынести абсолютно справедливый обвинительный приговор (равно как и снять обвинение с человека при несовпадении результатов).

Однако эта кажущаяся простота обманчива. В научных и научно-популярных изданиях можно встретить интересные данные, полученные при сопоставлении не так давно расшифрованного генома человека с геномами братьев наших меньших: например, только около 0.5-1% “букв” генома отличает нас от шимпанзе. Человек же отличается от другого (неродственного) человека лишь одним нуклеотидом из 300 - 400! То есть все мы генетически одинаковы на 99,99%. Как же выявить столь незначительные различия?

Первым человеком, который догадался, каким образом можно идентифицировать личность с использованием методов молекулярной генетики, был английский профессор Алек Джеффрис (Alec Jeffreys), опубликовавший в журнале “Nature” свою статью “Индивидуально-специфичные “отпечатки пальцев” ДНК человека” в июле 1985 года.

Термин “отпечатки пальцев”, или же “фингерпринт”, был употреблён им, конечно, иносказательно, и к традиционной дактилоскопии отношения не имеет. Описанный Джеффрисом метод основан на способности бактериальных ферментов, называемых ферментами рестрикции, рестрикционными эндонуклеазами или просто рестриктазами, распознавать строго определённые последовательности ДНК и разрезать её по областям распознавания. Этот факт был известен давно, однако английский учёный впервые обнаружил, что длина образующихся фрагментов различается для разных людей, отсюда и принятое название данного метода — полиморфизм длины фрагментов рестрикции (RFLP, Restriction Fragment Length Polymorphism). Внедрение же открытия Джефриса, совершившего революцию в криминалистике, в судебную практику произошло на фоне трагических событий, случившихся двумя годами ранее.

Некоторые статьи по теме криминалистикиМесто, где живут истории. Откройте их для себя