1
Ложь - это всегда взаимодействие двух людей. Беседуя с человеком, попробуйте понять, есть ли у него умысел вас обмануть.
Без умысла лжи не бывает.
2
Человек лжет после ваших действий и вопросов. Всегда можно найти причину, заставившую человека солгать.
При анализе лжи мы обязательно рассматриваем пару «стимул - реакция», то есть анализируем слова и невербальную реакцию лжеца в ответ на наш стрессовый вопрос.
3
Общаясь с человеком, следите за изменениями его поведения. Любая ложь требует затраты энергии и вызывает стресс. Поведение человека начинает отклоняться от обычного, так называемой «базовой линии» (см. приложение «Схема анализа базовой линии поведения»).
В организме происходят психофизиологические изменения, выделяется адреналин, кортизол. Эти изменения влияют на лицо, тело, голосовые связки, дыхание.
4
Основные причины лжи:
1. Получение вознаграждения.
2. Получение преимущества.
3. Создание позитивного впечатления.
4. Контроль за информацией.
5. Избегание наказания.
6. Защита другого от наказания.
7. Защита самого себя от физического или эмоционального стресса.
8. Уход из неприятной ситуации в общении.
9. Сохранение личной жизни в тайне.
5
Станьте наблюдателем. Перенесите фокус внимания на вашего собеседника, меньше говорите. Человек, который говорит или сосредоточен только на себе, неспособен видеть ложь.
6
Лжец всегда испытывает страх - страх быть пойманным. Страх появляется в мыслях, словах, делах. Научитесь видеть это.
7
Бессознательное поведение, которое проявляется в мимике, жестах, тоне голоса, правдиво. Лгут только слова. Научитесь видеть противоречия между словами и языком тела.
8
Когда человек говорит правду, он расслаблен. Когда лжет, всегда напряжен. Но, что самое интересное, лжец долго не может оставаться в напряжении - ложь требует большой затраты энергии. Обязательно наступит истощение, «сядут батарейки», человек начнет уставать, путаться и выдаст себя. Научитесь видеть динамику изменений состояния человека.
9
Проблема лжеца в деталях. Их количество и точность должны соответ-ствовать событию, которое человек описывает. Невозможно точно описать событие, которое было давно, обязательно не будет каких-то деталей и будут лишние, появившиеся в качестве ложных вспоминаний или придуманные лжецом. Если мы начнем задавать вопросы по деталям, то в большинстве случаев вычислим лжеца.
10
Помните, что распознать лжеца можно, если только вы не живете по прин-ципу «ах обмануть меня не трудно, я сам обманыватьтся рад». Но при этом не будьте слишком самоуверенны.
Статистика показывает что люди часто преувеличивают свои способности в распознавании лжи, а происходит это потому что несколько раз удачно определив ложь человек расслабляется и перестает обращать внимание на мелкие детали, несоответствия, которые часто являются ключом к правде.
ВЫ ЧИТАЕТЕ
100 и 1 совет: как распознать ложь и обман в общении
AcakДрузья, эта книга — первый шаг к умению видеть ложь так, как видим ее мы. Одно дело — хорошо подобрать материал, систематизировать его и красиво преподать, и совсем другое — владеть этим ремеслом. Ремеслом профайлера, сыщика, великим ремеслом перего...