Я встретил вас — и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое—
И сердцу стало так тепло...Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас, —Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты...Как, после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне,—
И вот — слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне...Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, —
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..Стихотворение написано 26 июля 1870 года. Любовь — одна из важнейших сторон и тем не только поэзии, но и жизни Ф. И. Тютчева, без которой невозможно представить себе личность и судьбу поэта, ибо его жизнь и судьба, кроме всего прочего, есть еще и сложная, противоречивая, но по-своему единая история любви, любви-страсти, любви-стихии. Полюбив, Ф. И. Тютчев уже не умел, не мог разлюбить, потому что «любимая женщина являла для него как бы полнозвучное воплощение целого мира — неповторимое, но все же несущее в себе именно все богатство мира» (В. Кожинов).
До нас дошло немного сведений о первой мюнхенской любви Ф. И. Тютчева к совсем еще юной и прекрасной Амалии фон Лерхенфельд, но мы знаем, что в 1833 году поэт, уже давно женатый на другой, написал одно из прекраснейших своих стихотворений «Я помню время золотое...», в котором возлюбленная предстает как центр и средоточие прекрасного мира. Почти через полвека графиня Амалия Адленберг (по второму мужу) навестила смертельно больного поэта, воскресив в его памяти это «время золотое». Ей же посвящено и не менее обаятельное стихотворение 1870 года «Я встретил вас — и все былое...». По свидетельству сослуживца Ф. И. Тютчева Я. П. Полонского, инициалы в заглавии обозначают сокращение переставленных слов «Баронессе Крюденер». А тогда, в конце 1825 года (или в самом начале 1826), возвратившись из полугодового отпуска, проведенного в России, Ф. И. Тютчев узнал, что Амалия обвенчалась с другим, более чиновным и состоятельным его сослуживцем по русскому посольству бароном Крюденером.
Когда в 1870 году в Карлсбаде Ф. И. Тютчева посетила его «младая фея» юности, теперь уже далеко не юная, но для поэта навсегда овеянная молодостью, солнцем и ни с чем не сравнимыми воспоминаниями графиня Амалия Адленберг, родилось стихотворение: «Я встретил вас — и все былое / В отжившем сердце ожило, / Я вспомнил время золотое — / И сердцу стало так тепло...»
Осень жизни повеяла весной, ее воздух и ее звуки, никогда не умолкавшие, стали слышнее, «встрепенулись» вновь. Поэт чувствует себя овеянным дуновеньем «тех лет душевной полноты». И столь сильно эмоциональное волнение «после вековой разлуки», что встреча эта навевает вовсе не воспоминание о былом — «время золотое» возвратилось на миг, полнота жизни возродилась в самой жизни: «Тут не одно воспоминанье, / Тут жизнь заговорила вновь, — / И то же в вас очарованье, / И та ж в душе моей любовь!..»
ВЫ ЧИТАЕТЕ
Литература. ЕГЭ
Teen FictionЗдесь представлены материалы, необходимые для подготовки к сдаче ЕГЭ по литературе.