Примечания:
1. Волхвы - древнеславянские языческие жрецы, осуществлявшие богослужения и жертвоприношения на капищах. Им приписывались умения заклинать стихии и прорицать будущее.
2. Капище - языческое святилище; место, обладающее силой.
3. Стрибогов день - 15 июня. В этот день особенно запрещается "бросать слова на ветер".
4. Вече - народное собрание.
5. Леший - лесная нечисть, полноправный и неограниченный хозяин леса. Все звери и птицы находятся в его ведении и повинуются ему безответно.
6. Сварог - верховный бог восточных славян. Отец солнца и огня. Отец всех богов и неба.
7. Сварожич - огонь.
8. Перун - верховный бог-громовержец. Покровитель воинов.
9. Велес - бог скотоводов и богатства. Повелитель мёртвых и подземного мира. Бог чародейства и творчества.
10. Треба - жертвоприношение.
11. Старица - русло реки.
12. Водяной - древнеславянская нечисть; хозяин водоёмов, озёр и рек.
13. Баламошка - полоумный (-ая), дурачок (дурочка).
14. Каженница - сумасшедшая.
15. Седмица - неделя.
16. Русальи дни - с 19 по 24 июня. Считается, что в эти дни водная нечисть способна ходить по земле и оборачиваться зверем или человеком.
17. Купала - с 23 на 24 июня. Великий славянский праздник Солнца и Воды, дающих начало всему живому, пора расцвета сил Матушки-Природы.
18. Светоч - факел. Простейшая форма факела во времена древних славян - зажжённый пучок берёсты.
19. Ладинец - мощнейший женский оберег у древних славян. Приносил счастье и берёг от всякого зла.902 год
В самый разгар лета на деревню Дуброва обрушились холода - выли ветра, шли дожди, а лесные звери, словно одержимые нечистой силой, в ночное время забирались в дворы селян и портили да крали скот. Люди более не ходили по одиночке: женщины в страхе держались небольшими группками, опасаясь нападения волков или даже медведей. Лихое время настало - спасу никому не было. Будто гневались боги на дубровичей, кару лютую наслали за непослушание.
- Да что же это творится? - Славуша вошла в дом и сердито хлопнула дверью. - Неужто никто не ведает, отчего беда на селение нашла? И волхвы молчат, будто воды полон рот набрали! Коли не сгинет напасть, не видать нам доброго урожая. А как не станет урожая, тут и деревне скорая гибель придёт! Ой, прогневали силы мы высшие, накликали горе на Дуброву...
Женщина продолжала причитать, не видя, с каким удивлением смотрят на неё дочь и падчерица. Обычно норовистая мачеха любила в первую очередь жаловаться на Яру, стенать, что послали ей боги нерадивую приёмную дочь, наказали ношей нежеланной. Но вот как обрушилось на дубровичей лихо, так и присмирела Славуша: не поминала богов, не жаловалась более на падчерицу. Если правду старики дубровские сказуют, то прогневал кто-то из деревни высшую силу, потому выискивает нечисть в образе лесных зверей винного. Вон волки совсем осмелели - порой и днём во дворы людские стали хаживать. Дубровские старожилы первыми предупредили: то нежить обернулась зверем, если не боится человека и вред причиняет.
ВЫ ЧИТАЕТЕ
Обряд
FantasiaВремена ранней Киевской Руси, когда оживает древняя жуткая сказка, возвращая читателя на тысячу лет назад - в старые века, когда славянским миром правили могучие боги, а в лесах и реках обитала нечисть.