Попытка захвата Вильны.

9 0 0
                                    

   Москва на этом фоне выглядела спокойным благополучным городом. Настя встретила их, не скрывая слёз радости. Когда узнала, что Стась приехал лишь на три дня.... Не скрывала слёз грусти. Приказ Скиргайлы - всем быстро вернуться, и нарушать его не имело никакого смысла. Да Стась и сам стремился на Родину, где решалась её судьба. Казалось, Настя всё понимала.

   Назад возвращались быстро. На литовской земле уже пролилась первая кровь в новой братоубийственной войне. Но главные события ожидались впереди. Отряд Стаса сразу же по приказу прибыл в Вильну. Королевские войска, поляки и литвины, готовились к обороне города. Воинов было так много, что вскоре начались перебои с продовольствием. Крупные отряды сторонников Витовта каждый день подходили к городу, затем удалялись. Осады пока не было. От сложившейся ситуации Стась едва не приходил в ярость. Он, идейный сторонник князя Витовта, сейчас здесь, в стане противника. А где - то там, за стенами, его брат и отец, готовятся к осаде и штурму города.

  

   Витовт собрал верных ему людей в Верхнем замке Гродна. Князей, магнатов. Ни в ком он не сомневался, кроме представителей союзных тевтонцев. Наиболее влиятельными были брат Товтивил и князь Иван Гольшанский.

   Разработали план захвата Вильни. Назначенная на весну свадьба Московского царевича Василия и дочки Витовта Софьи пришлась очень кстати. Объявили, что свадьба будет в Вильне. Для чего должны были туда отправить обоз с продуктами, дровами, сеном. И с охраной. Ждали удобного случая. И когда Скиргайла вышел из Вильны с войском и отправился в сторону восставшего Полоцка, решили действовать.

   Обоз снарядили быстро. Его охрана состояла из лучших воинов Витовта. Дополнительно разместили воинов в телегах под сеном и дровами. Вит, сын Сурвилы со Слонима, со своим отрядом также разместились в телегах. Его задача была - захватить ворота замка и удерживать их до подхода главных сил. Скиргайла ушёл. Войсками в Вильне, поляками и литвинами, командовал Дмитрий - Карибут, князь Брянский и Новгород - Северский.

   Основные силы Витовта ещё на рассвете вышли на исходные позиции, в густых зарослях у Вильны.

  

   Стаса подняли рано утром, или скорее поздней ночью. Войска скрытно вышли из Вильны, и вдоль стен прошли к главным воротам города. Затаились. Когда стало рассветать, в тумане, увидели длинный обоз с большой охраной под знаменем с "Колюмнами" Князя Витовта. Когда обоз подошёл к главным воротам города, его окружили, приказали сдаться и сложить оружие. Из телег с сеном и дровами, под смех и свист, стали вытаскивать злобных воинов, разоружать их. Стась остолбенел, когда увидел брата Вита. Всех пленных согнали в кучу и отвели в подземелья Нижнего замка.

   Когда всё успокоилось, Стась подошёл к Нижнему замку. Пленных охранял отряд поляков. Командир отряда, средних лет шляхтич, с хмурым непроницаемым лицом, ответил отказом на просьбу Стаса пройти и поговорить с пленными.

   - А гроши? - сказал Стась, - Настоящие, литовские. - Достал жменю монет и стал перекладывать их с руки в руку. Казалось, поляк засомневался.

   - У меня там брат, - сказал Стась, чем окончательно добил поляка.

   - Как же вы так. - Сказал тот и пропустил его. Гроши не взял.

   Стась продвигался среди узких клетушек, плотно набитых пленными.

   - Вит! Вит из Слонима, - прокричал он.

   - Да! - Донеслось откуда - то сбоку, и Стась увидел за решёткой в клети удивлённое лицо брата.

   - Ничего не спрашивай, - сказал Стась, протягивая руку сквозь решётку. И уже шёпотом добавил - Я что - нибудь придумаю.

   К вечеру он успокоился, когда узнал, что пленных будут менять. Стась снова пришёл к Нижнему замку. Начальник охраны сразу же пропустил его. Радостный гул прокатился в подземельях замка, когда пленные услышали весть, принесённую им. Когда выходил из темниц, поляк, командир охраны спросил:

   - Ааа где....воевал?

   - Где глаз потерял? - Переспросил Стась.

   - Да. Вы, литвины такие молодые, а уже все в шрамах.

   - В Москве, защищал Кремль, от татар, Тахтомыша. - Поляк уважительно посмотрел на Стаса.

   - Приходи ещё.

Агульный дом литвинов.Where stories live. Discover now