Глава 18

2 0 0
                                    

Тралл и представить не мог, что вернется сюда, тем более так скоро. Но пока он летел на Наригосе, то ощущал, что со времени последней встречи с Хранительницей Жизни стал совсем другим.
Мысли об Аггре словно уголек разжигали пламя в сердце, одновременно поддерживающее и успокаивающее его. Он видел - хотя, на самом деле, играл важную роль - как синие заново для себя открывали всю глубину своих сердец и душ. Они получили Аспекта, которого заслужили: одного из сильнейших, сострадательных и мудрых, того, кто больше всех хотел заботиться о стае.
- Когда я видел ее в последний раз, она была там, - сказал Тралл, указывая. Дракон мягко снизился и полетел к каменному пику. Когда они подлетели ближе, Тралл еще больше забеспокоился, увидев, что Алекстраза по-прежнему находилась на том же месте. В том же положении, сидя, прижавшись ногами к груди. Образ боли. Тралл задался вопросом, шевелилась ли она вообще с момента их последней встречи.
- Высади меня неподалеку, - сказал он. - Не думаю, что она хочет кого-либо видеть, и будет проще, если я один ей покажусь.
- Как пожелаешь, - сказал Наригос, грациозно приземлившись и опустившись так, чтобы Тралл смог легко спешиться. Орк посмотрел на него.
- Благодарю тебя за то, что доставил меня сюда, - сказал он, - но... возможно ждать меня не стоит.
Наригос поднял голову.
- Если ты не сможешь уговорить ее...
- Если я не смогу, - серьезно ответил Тралл, - то в моем возвращении не будет смысла.
Наригос понимающе кивнул.
- В таком случае, удачи, - ради всех нас.
Он мягко толкнул Тралла своей огромной головой, затем поднялся и взмыл к небу. Тралл наблюдал за его удаляющейся фигурой, и затем пошел к Хранительнице Жизни.
Как и раньше, она его услышала. Ее голос звучал скрипуче, словно им не пользовались.
- Ты либо самый смелый, либо самый глупый орк, которого я когда-либо видела, коли посмел прийти ко мне во второй раз.
Тралл слегка улыбнулся.
- Другие говорят точно так же, моя госпожа.
- Другие... сказала она, поднимая голову и пронизывая его своим взглядом, - не я.
Несмотря на все, что он видел и за что боролся в своей жизни, Тралл ощутил, что дрожит от тихой угрозы в этом голосе. Он знал, что она права. У него не будет и шанса, если она решит его прикончить.
- Снова пришел ради мучений? - сказала она, и он не был уверен, подразумевала ли она, что он будет ее мучить, или наоборот. Вероятно и то, и другое.
- Надеюсь покончить с этим или, по крайней мере, свести к минимуму, моя госпожа, - сказал он тихо.
Она придержала свой гнев для другого момента и отвернулась, в очередной раз показавшись скорее сломленным ребенком, чем могущественным Аспектом.
- На это способна только смерть, а может и ей не под силу, - сказала Алекстраза ломающимся голосом.
- Я знаю не так много, чтобы говорить «да» или «нет», - ответил Тралл, - но должен попытаться.
Она глубоко вздохнула. Он внимательно на нее посмотрел. Она похудела с их последней встречи. Ее угловатые скулы, казалось, выпирали через кожу. Вокруг глаз образовались темные круги, и она выглядела так, будто ее может сдуть порывом ветра.
Тралл был осторожным.
Он сел на камень рядом с ней. Алекстраза не двинулась.
- Когда мы говорили в последний раз, - продолжил орк, - я просил пойти со мной в Нексус. Чтобы поговорить с синими. Помочь им.
- Я не забыла. Как не забыла и свой ответ.
Это не имеет значения. Ничто из этого. Не имеет значения, что все связано. Не имеет значения, сколько это все продолжалось. Не имеет значения даже то, что мы можем остановить это.
Дети - мертвы. Кориалстраз - мертв. Я умерла во всех смыслах, кроме одного, но и это скоро произойдет. Надежды нет. Нет ничего. Ничто не имеет значения.
- И я тоже об этом помню, - сказал Тралл. - Но другие не знают, или полагают, что это не так важно, и продолжают жить дальше. Такие, как синяя стая. Они избрали нового Аспекта - Калесгоса. И также столкнулись с новым врагом - хроматическим драконом Хроматусом.
При упоминании Калесгоса на ее лице отразилась небольшая вспышка удивления, но на словах о Хроматусе глаза вновь потускнели.
- Для каждой победы свое поражение, - прошептала она.
- Во время битвы я упал, - заявил Тралл. - Буквально. Я сорвался со спины Калесгоса и упал в снег. Я чуть не отдался смерти и отчаянию. Но затем что-то произошло. Что-то, что заставило меня двигать застывшими конечностями, заставило выбраться из-под снега и отбить неожиданную атаку старого врага.
Она не двигалась. Казалось, она его не замечает. Но, по крайней мере, не разгневалась и не захотела его убить - как в прошлый раз. А это означало, что, возможно, она слушает.
«Предки, молюсь, что поступаю правильно. Я действую от сердца, и это лучшее, что могу сделать».
Он протянул руку. Она слегка повернула голову и потуплено на нее посмотрела. Он поднес руку к ней, показывая, чтобы она взялась за нее. Алекстраза начала отводить взгляд и вновь смотреть вдаль.
Тралл мягко спустился и сам взял ее за руку. Ее пальцы были вялыми и невосприимчивыми. Он аккуратно сжал их в своей руке.
- Мне было видение, - говорил он так мягко, словно боялся вспугнуть лесного зверя. - Даже два. Это... как дары, представленные в виде одного. Быть осчастливленным двумя видениями, и, в частности, одним из них поделиться... это неожиданная честь.
Слова были сказаны с истинной скромностью. Хоть он и знал, что силы его росли, его связь со стихиями крепла, он все же смиренно воспринял снизошедшее на него благословение.
Одно было для меня. А другое... для вас.
Тралл закрыл глаза.
Скорлупа яйца треснулась.
Рождение проходило в бесстрастной среде, во временной лаборатории, организованной под огромным навесом. Снаружи бушевала буря, а в это время дракончик изо всех сил боролся с мешавшей ему скорлупой.
За его появлением наблюдали многие. Один из них казался человеком в плаще с капюшоном, скрывавшим лицо. Другие носили одежды, которые выдавали в них служителей культа Сумеречного Молота. Все они радостно и пристально следили за рождением младенца.
Рядом с человеком стояла симпатичная женщина с иссиня черными волосами, от ее горла к руке человека шла тонкая цепь. В отличие от остальных, она смотрела за рождением с разбитым выражением лица, одной рукой держась за живот, а другую сжимая в кулак.
- Киригоса!
Имя резко прошептала Алекстраза. Ее голос кричал, но только в ушах Тралла. Видение было точно таким же, как и в первый раз. Он чувствовал острую боль в том, как было произнесено имя. Итак, вот что на самом деле случилось с сестрой Аригоса, которую считали пропавшей. Пропала, но еще не умерла, пока нет. Ее лицо сказало ему все, что он должен был знать.
Крошечное существо напряглось и толкнуло последний кусок скорлупы. Оно отрыло рот, чтобы сделать вдох.
Оно было отвратительным.
Существо было синим, черным и фиолетовым с безобразными пятнами бронзового, красного и зеленого тут и там. Одна из передних лап оканчивалась обрубком. Глаз был только один, пятнистый, поврежденный, и им оно оценивало всех вокруг.
Киригоса резко всхлипнула и отвернулась.
- Нет, нет, моя дорогая, не отводи взгляд. Посмотри, что мы сделали из твоего обычного синего детеныша, - злорадствовал человек. Он протянул руку и посадил хроматического дракончика на ладонь. Тот выглядел вялым, крошечная грудь вздымалась. Одно из крыльев срослось с боком.
Скрытый в плаще человек сделал несколько шагов и положил существо на землю.
- Теперь, малыш, позволь нам взглянуть, станешь ли ты больше.
Один из культистов сделал шаг вперед и раболепно поклонился. Человек протянул руки. В одной из них мелькнул артефакт, сияющий бледно-фиолетовым светом. Пальцами другой руки творилось заклинание. Он произнес заклинание, и полоса белой тайной энергии выстрелила из артефакта. Обернувшись вокруг детеныша в виде волшебных веревок, магия начала вытягивать из дракончика золотую жизненную энергию. Дракончик пищал от боли.
- Нет! - закричала Киригоса, дернувшись вперед. Человек жестоко рванул цепь. Киригоса упала на колени, зашипев в агонии.
Детеныш рос. Он открыл рот и издал небольшой, скрипучий крик, его тело дернулось. Тралл практически слышал, как хрустят кости и тянется кожа, пока маг вытягивал жизненную энергию дракончика, быстро его состаривая. В один момент писк превратился в хрип, а затем в пронзительный крик. Одно крыло отчаянно билось, а другое, все еще сросшееся с боком, просто дрожало.
Хроматический дракончик упал.
Человек вздохнул.
- Он почти вырос до размеров дракона, - сказал он задумчиво. Затем подошел и толкнул ногой труп. - Уже лучше, Гаург, лучше. Кровь Аспекта, похоже, делает их сильней, чем обычных, позволяет лучше выдерживать модификации. Но еще не идеально. Уберите это. Изучите его и сделайте лучше в следующий раз.
- Как вам угодно, Отец Сумерек, - сказал Гаург. Четыре других культиста вышли вперед и начали оттаскивать хроматического дракона.
- Что вы делаете с моими детьми? - поначалу голос Киригосы шел глубоко из груди, но под конец вырвался в яростный крик. И вновь, не обращая внимания на предстоящую боль, она бросилась на человека, именуемого Отцом Сумерек.
- О, дорогая, - прошептала Алекстраза. Тралл понял, что она тоже видит следы на теле Киригосы, появившиеся вследствие экспериментов. Как ни странно, отчаянное сочувствие в голосе Алекстразы вселило в Тралла надежду. Уж лучше боль и ужас, чем мрачная пустота.
- Я создаю совершенство, - сказал Отец Сумерек, снова натягивая цепь.
Киригоса содрогнулась в муках, но затем снова обрела дыхание.
- Я рада, что лишь одна кладка моих яиц принесена в жертву этой мерзости, - плюнула Киригоса. - Мой супруг мертв. Больше вы ничего не получите.
- Но ты все еще дочь Малигоса, - сказал Отец Сумерек, - и кто сказал, что судьба - или я - не найдет тебе другого, а?
Сцена поплыла. Глаза Тралла все еще были закрыты, видение все еще играло в его разуме. Он чувствовал руку Алекстразы, ее пальцы теперь сжимали его, но ощущение было каким-то далеким, словно звук, слышимый где-то далеко. Он знал, что будет дальше, и знал, что это либо уничтожит ее, либо поможет ей спастись.
В любом случае, он будет там вместе с ней.
Действие перенеслось в святилище. Тралл сразу понял, что это за место, хоть и никогда не видел Рубиновое Святилище собственными глазами. По его состоянию можно было понять, что недавно оно подверглось атаке. Но красивый лес с прекрасными лугами, тихим шелестом деревьев и журчащими ручьями уже лечил сам себя. Как и должен был делать истинный дом Королевы Драконов, сердце красной стаи.
Большой дракон лежал в тени деревьев. Казалось, ему было неловко лежать и отдыхать, как если бы он нечасто себе такое позволял. Сквозь полузакрытые глаза он наблюдал за кладкой драконьих яиц.
Ее дыхание было чистым, обжигающим, наполненным тоской и болью.
- Кориалстраз, - прошептала Хранительница Жизни. - О, моя любовь... Тралл, должна ли я это видеть?
Она была столь безутешной, что не командовала или приказывала, а просто судорожно умоляла. По какой-то причине - отчаяния или надежды, он не знал - Алекстраза, похоже, припала к рукам Тралла.
- Да, моя госпожа, - сказал он, пытаясь говорить своим глубоким голосом как можно мягче. - Потерпите чуть-чуть и все откроется.
А через мгновение Кориалстраз уже стоял на всех четырех ногах, принюхиваясь и прислушиваясь. Спустя удар сердца он был в воздухе, двигаясь быстро и изящно, осматривая местность.
Его глаза расширились и сразу сузились, и, сложив крылья, он спикировал с яростным ревом. Спустя секунду Алекстраза и Тралл увидели то, что обнаружил Крас: злоумышленников всех рас, схожих между собой только одеждой - черными робами культа Сумеречного Молота.
Кориалстраз не дышал пламенем и не использовал магию. Вторгнувшиеся в Святилище были рассеяны вокруг драгоценных яиц. Вместо этого он нырнул вниз, обнажив массивные когти, вырывая и кромсая культистов так же быстро и эффективно, как Тралл давил бы жуков. Но среди них не раздавались крики ужаса и боли. Тралл со злостью и отвращением смотрел, как они улыбались, принимая смерть.
Угроза, казалось, миновала. Кориалстраз приземлился у кладки яиц, опустил алую чешуйчатую голову и нежно к ним прижимался.
Одно из яиц раскололось. Уродливый туман цвета охры поднялся над ним, и глаза Краса расширились - он отпрянул от маленького, деформированного тельца хроматического дракона.
- Нет! - закричала Алектраза. Тралл волновался за нее. Хранительнице Жизни хватило боли от созерцания мучений Киригосы. Знать, что подобный ужас обрушился и на ее детей...
Испуганный Кориалстраз потянулся когтем, желая дотронуться до крошечного создания. Послышался мягкий звук, все больше и больше яиц начали трескаться. Изо всех раздавался писк уродливых хроматических дракончиков.
Затем Крас посмотрел на себя и ужаснулся. Самый кончик передней лапы стал черным. Медленно, но неумолимо зараза распространялась, перебираясь с когтей на лапы.
Тихий, слабый, но торжествующий смех привлек внимание красного дракона.
- И вот так все ребятки станут детишками безумного, крутого Смертокрыла, - бормотал один из культистов. Это был тролль с темно-синей кожей. Кориалстраз сломал ему ребра, кровь текла изо рта тролля прямо по клыкам, но он все еще был жив. - Все ваше п-племя... будет принадлежать ему...
Кориалстраз смотрел на зараженную конечность. Он крепко сжал лапу в кулак и на мгновение прижал ее к груди. Закрыв глаза, он опустил голову.

- Нет, - сказал он тихо. - Я не позволю этому случиться. Лучше уничтожить себя... и своих детей, чем увидеть их такими искаженными.
Фанатик снова слабо засмеялся. Он закашлял, срыгивая пенистую кровь. - Мы в-все еще побеждаем.
Крас уставился на него, затем внезапно вспомнил его слова.
- Что ты имел в виду, когда говорил «все дети»? - Культист молчал, косясь на него, хватая ртом воздух. - Сколько было заражено? Говори!
- Все, в натуре! - торжественно пропел тролль. Глаза его блестели, а улыбка растянулась до ушей. - Все яйца! Все святилища! Ты реально опоздал! Они типа все вылупились. Тебе это не остановить.
Крас остался спокойным. В раздумье он нахмурился и склонил голову.
- Нет, - тихо сказал он. - Нет, я смогу.
- Все яйца, - прошептала Алекстраза. - Все... мы...
- Выбор был страшным, - тихо сказал Тралл. - Он понимал, что, скорее всего, никто не узнает о том, что произошло на самом деле. Что, не зная правды, все сочтут его предателем. Что, возможно, даже вы так решите.
Он услышал ее вздох и всхлип, и сжал ее руку.
- Он спас нас... Он никогда нас не предавал, он нас спас!...
Они молча стояли, закрыв глаза, пока Кориалстраз собирал все свою силу и магию. Он глубоко, ровно вздохнул и прошептал одно слово:
«Любимая».
А затем все потемнело.
Тралл и Алекстраза открыли глаза. Она уставилась в пустоту, лицо было бледным, рука до боли сжимала руку Тралла.
- Он... он использовал свою жизненную энергию, чтобы связать порталы, - прошептала Алекстраза. - Чтобы уничтожить все зараженные яйца, пока кто-нибудь другой не заразился. Я не могла понять, почему осталось так много зелени... Теперь я знаю. Как бы там ни было, я понимаю. Он пожертвовал своей жизнью, чтобы спасти жизни других.
- Дух Жизни говорит вам то, что не нельзя показать, - тихо сказал Тралл. - Вот почему я пришел. Кориалстраз не был предателем. Он был героем. Он знал, за что умер, и умер достойно, спасая не только свою стаю, но и все остальные, и ушел с вами в своем сердце.
- Он был лучшим из нас, - прошептала она. - Он никогда не подводил ни меня, ни кого-либо другого. Я... я совершила ошибку, дрогнула, но не он. Не мой Кориалстраз.
Она подняла лицо к Траллу.
- Я рада, что знаю, каким он был храбрым. Я так горжусь им. Но сейчас... зная это, как я могу существовать без него? Можешь ли ты, так мало живущий, понять, что я потеряла?
Тралл подумал об Аггре.
- Может быть, я мало живу, но да. Я знаю, что такое любовь. И я знаю, что чувствовал бы, потеряв свою возлюбленную, как вы - свою.
- Тогда как ты будешь жить без нее? Во имя чего тогда жить?
Он смотрел на нее. Его разум был совершенно пуст. Все образы, идеи, приободряющие слова и клише, что приходили на ум, были пустыми и лишенными смысла. И в самом деле, зачем существовать тому, кто потерял свою любовь?
Но затем он подумал о другом.
Орк продолжал держать руку Хранительницы Жизни. Другой рукой он залез в карман и достал маленький, казалось, незначительный предмет.
Это был желудь, что подарил ему древний. На ум сразу пришли слова Дешарина: «Береги его. Этот желудь хранит знания дерева-отца и знания предыдущих поколений деревьев вплоть до начала всего сущего. Посади его там, где ему самое место вырасти».
Крас знал, что эта вещь не для него, хотя ему и хотелось ее забрать. Тралл задавался вопросом, знал ли красный дракон, что желудь предназначен его супруге. Он надеялся.
Орк повернул руку Алекстразы, положил в ее ладонь желудь и закрыл его ее пальцами.
- Я рассказывал вам о Покое Мечтателя, что в Фераласе, - сказал мягко Тралл. - О древних, которые оказались там в опасности. Но я не сказал вам об их истинном великолепии. Я не сказал вам об их... присутствии. Простая сила лет и мудрости льется из них. Каким маленьким я благоговейно чувствовал себя среди них.
- Я...знала древних, - сказала Алекстраза, ее голос был низким. Мгновение она плотно сжимала в руке желудь, а затем открыла ладонь.
Желудь покачнулся настолько неуловимо, что Тралл решил, что тот просто перекатывается по буграм ладони. А затем на желуде появилась небольшая трещина. Трещина увеличивалась, и из желудя вырос побег длиной не более дюйма.
Алекстраза испустила рыдающий вздох. Другой рукой она потянулась к сердцу, сильно прижав ее к хрупкой груди, которая резко вздымалась, пока Аспект мучительно глотала рыдания. Рука продолжала давить на сердце, как будто то болело. На мгновение Тралл подумал, что это было слишком - это убивало ее.
Но затем он понял. Сердце Хранительницы Жизни было закрыто, закрыто от боли, вызванной заботой. Закрыто от скорби по тому, кого она потеряла. Закрыто от мук сострадания.
И теперь, как желудь, как таявший лед в весеннюю пору, ее сердце раскрывалось.
- Я та, кто я есть, - шептала она, все еще смотря на проросший желудь. - В радости или печали. Я та, кто я есть.
Она издала еще один всхлип, затем еще один. Слезы наворачивались у нее на глазах, она скорбела о потери любви, наконец-таки выплакивая исцеляющие слезы, которые были некогда спрятаны в сердце. Тралл обнял Алекстразу за плечи, и она повернулась к нему. Та, что когда-то была порабощена орками, заставляющими ее служить им, теперь открыто плакала на плече одного из них.
Ее слезы казались бесконечными, какими и должны быть слезы Хранительницы Жизни. Тралл подозревал, что было нечто большее, чем просто потеря Краса. Он чувствовал, что она плачет за все потерянное, за невиновных и виноватых, за Малигоса и Смертокрыла и за все то, что они сделали, за зараженных детенышей, которые никогда бы по-настоящему не жили, за смерть и за жизнь, за всех, кто страдал и кто от боли чувствовал соленый привкус на щеках.
Теперь слезы свободно текли, ее плач был чистым как дыхание. Слезы стекали по лицу и падали на желудь, который она держала, на почву, на которой они сидели.
И когда первая слеза упала на землю, из земли начал расти цветок.
Тралл в неверии обернулся вокруг. Перед его глазами в тысячу раз быстрее, чем должно быть разрастались цветы всех видов, небольшие побеги превращались в молодые деревья, в толстую, мягкую зеленую траву. Он мог даже слышать звук растущей зелени, дрожащий и радостный звук прорастания и треска.
Он вспомнил, как друиды пытались вернуть жизнь этому месту. Время от времени их усилия увенчивались успехом, но лишь временно. В глубине души он знал, что эта новая, пышная жизнь не угаснет со временем. Только не рожденная слезами Хранительницы Жизни и всем ее состраданием и любовью.
Алекстраза мягко отпрянула от него. Тралл убрал руки с ее плеч, она глубоко, с дрожью вздохнула и немного неуверенно поднялась на колени. Тралл не помогал ей, он чувствовал, что ей не требуется его помощь. Алекстраза аккуратно зачерпнула землю, положила желудь и благоговейно закопала. Затем поднялась и посмотрела Траллу в лицо.
- Я... наказана, - спокойно сказал она. Ее голос все еще был полон боли, но чувствовалось спокойствие, какое не было никогда. - Ты напомнил мне о вещах, о которых я в своей боли забыла. О вещах... которые он бы не хотел, чтобы я забыла, никогда.
Она улыбнулась, и хотя это была грустная улыбка, она была искренней. Ее глаза были красны от слез, но в них была ясность, и Тралл знал, что она в порядке.
И верно - когда она отошла и подняла руки, на ее лице было выражение праведного гнева. Еще многих погибших стоило оплакать, и Тралл знал, что она это сделает.
Но не сейчас. Сейчас Хранительница Жизни использует свою боль для действий, не для слез. И Тралл почти ощутил жалость к тем, на кого обрушится ее гнев.
Почти.
Как он уже видел когда-то раньше, она прыгнула вверх, превращаясь из слабого эльфоподобного существа в могущественного Аспекта - пожалуй, самого могущественного создания в мире. На этот раз он знал, что ему нечего бояться.
Она посмотрела на него, ее глаза выражали доброту, а затем опустилась так, чтобы орк смог забраться на ее широкую спину.
- Мы присоединимся к моим братьям и сестрам, если ты желаешь пойти со мной, - спокойно сказала она.
- Буду рад оказаться полезным, - ответил Тралл, еще раз смиренно и благоговейно восхищаясь великолепием алого дракона перед ним. Он аккуратно забрался и сел у основания шеи. - Полагаю, что после поражения синие отступили к Нексусу.
- Возможно, - сказала она. - Мы найдем их или там, или у Драконьего Покоя, где Кейлек мог объединиться с другими стаями.
- Сумеречные драконы заметят их, - рассуждал Тралл вслух.
- Да, - ответила Алекстраза, поднимаясь в небо. - Заметят. И что?
- Фактор неожиданности будет потерян.
- Нам он больше не нужен, - сказала Хранительница Жизни. Голос ее был сильным и спокойным, и, услышав его, Тралл расслабился. - Наши победа или поражение зависят от вещей, куда более важных, чем военные стратегии или преимущества.
Она вытянула шею, чтобы посмотреть на него, ее крылья били сильно и ритмично.
- Драконьим стаям Азерота пришла пора забыть о распрях, и объединиться. Иначе, боюсь, мы все потеряем.

Тралл: сумерки аспектовWhere stories live. Discover now