Глава VI
Когда помогут только пытки
Наказания, о которых я рассказал в предыдущей главе, должны позволить вам поддерживать дисциплину и ваш авторитет в семье. Может случиться, однако, что кто-то из ваших рабов будет привлечен к судебной ответственности. В таких случаях, если раб должен давать показания в суде, закон требует применения пыток. Причина этого очевидна. Рабы – злостные лжецы, и правду они могут сказать, только если заставить их корчиться от боли. Единственное необходимое условие заключается в том, что владелец раба должен по своей воле передать его для пытки. Единственное исключение: раб не может свидетельствовать против своего хозяина, кроме случаев государственной измены.
Сами рабы в большинстве своем являются моральными ничтожествами, что подтверждается их крайним малодушием, проявляемым в ожидании пытки. Просто умилительно наблюдать их скулеж, многословные признательные показания, их ужас при столкновении с орудиями пыток. Разумеется, все это бесполезно, так как их показания будут приняты только после пыток. В противном случае они скажут что угодно, лишь бы выкрутиться. Благоразумие и гуманность данного подхода можно видеть на примере раба Примитива. Этот беглый раб сразу признался в совершении убийства и назвал сообщников. И только под пыткой обнаружилась истина, которая заключалась в том, что никакого убийства вообще не было. Если бы пытки не применялись, раб был бы казнен, другие невинные люди, якобы его сообщники, – отправлены на рудники, а его законопослушный хозяин потерял бы имущество!
Пытка рабов – обычное явление в судопроизводстве. Я только раз слышал, как один человек возражал против пытки раба. Это был случай совместного владения хорошенькой рабыней со стороны двух мужчин; они потом поссорились из-за своих коммерческих дел и затеяли драку, в которой один из них был тяжело ранен. Потерпевший обратился в суд, а обвиняемый отказался разрешить пытки рабыни, потому что он утверждал, что был в нее влюблен. Естественно, потерпевший утверждал, что рабыня идеально подходит для получения свидетельств по этому вопросу, поскольку она принадлежала обоим в равной степени и могла видеть, кто начал драку и кто нанес первый удар. Он также сказал, что собственные рабы обвиняемого, которые находились в его полном владении и которых он охотно предоставил для дознания, вероятно, постарались осчастливить хозяина, наплетя всяческой лжи о потерпевшем. К сожалению, я не припомню, чем вся эта история окончилась.