# 52

7 0 0
                                    

Евгений Филалет (1612?—?) – британский адепт XVII в. «Его имя, его появление, его жизнь и его труды – все это составляет сплошную тайну», – пишет о нем Жак Саду (указ. соч., с.169). Ему приписывается традицией демонстрация искусства трансмутации ван Гельмонту и Гельвецию. А известный прорицатель Эттейла в своем труде «Семь степеней делания герметической философии» утверждал, что Филалет и Сен-Жермен – одно и то же лицо.

Есть предположение, что под псевдонимом «Филалет» (в букв. переводе с греч. – «любитель истины») скрывался некто Томас Воген, хорошо известный английский ученый, друг Роберта Бойля (1627–1691). Однако Т. Воген родился в 1622 г. и умер в 1666-м, задолго до исчезновения Филалета.

Книга Филалета «Открытые врата в палаты короля» не только высоко ценилась Р. Бойлем, но и едва ли не в течение двадцати лет была настольной книгой Исаака Ньютона (1643–1727). Экземпляр этой книги, испещренный пометками великого ученого, до сих пор хранится в Британском музее.

«Господи, сделай так, чтобы два великих идола – золото и серебро, – которых почитает сегодня весь мир, поскорее стали столь же обычны и дешевы, как грязь и отбросы. Ибо тогда я, знающий, как их получать, не буду больше испытывать столько хлопот…» – писал Филалет в своих «Открытых вратах…».

Исаак Ньютон (Newton; 1643–1727) – английский математик, механик, астроном и физик, создатель классической механики, Президент Лондонского королевского общества (1703).

Знакомство Ньютона с алхимией, скорее всего, началось в аптеке Клэрка в Грэнтэме, о чем свидетельствуют юношеские тетради ученого, испещренные химическими рецептами. Опыты, которые он проводил начиная с 1666 г. для строительства зеркального телескопа свидетельствуют о его хорошем знакомстве с химической технологией. В восьмидесятые годы очень много работал в закрытой химической лаборатории, находившейся в саду около Тринити-колледжа. Среди книг, которыми он пользовался, были трактаты Агриколы, Агриппы Неттесгеймского, Раймонда Луллия, Парацельса и др.

Сохранилась черновая тетрадь с алхимическими записями Ньютона, среди которых есть и такая: «10 июля vidi philosophicum», которую можно понять как «10 июля видел философский камень» (год не указан). Просмотр архивов позволяет установить, что Ньютон настойчиво экспериментировал с металлическими сплавами в течение 30 лет – с 1666 по 1696 г.

Алхимия как строгая наукаМесто, где живут истории. Откройте их для себя