Агриппа Корнелий Генрих Неттесгеймский (1486–1535) – знаменитый естествоиспытатель, теолог. Главный труд – «Тайная философия», где развивается концепция тотальной связи макро– и микрокосмоса.
Парацельс (Paracelsus, наст. имя – Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм; 1493–1541) – немецкий врач и естествоиспытатель, один из основателей ятрохимии. Внук одного из гроссмейстеров Ордена иоаннитов.
Двадцати лет от роду отправился путешествовать, исходил вдоль и поперек всю Европу, общаясь со всеми интересными людьми, начиная от бродячих цыган и кончая арабскими и индийскими учеными и магами. Существуют свидетельства о том, что учителем Парацельса был таинственный алхимик Соломон Трисмозин.
Подверг критическому пересмотру всю предшествующую теорию медицины. Является первым пропагандистом нового этапа развития химии – приготовления лекарственных средств, чем способствовал внедрению в медицину химических препаратов. Также в дополнение к двум основным алхимическим элементам – «сере» и «ртути» – ввел третий – «соль» – и провозгласил, что все металлы состоят из этих трех элементов. Переход от четырех элементов Аристотеля к трем элементам Парацельса явился важной вехой в истории химии.
Произведения Парацельса отличаются краткостью и четкостью изложения. Его высказывания лишены двусмысленности. Выдвинул три основных принципа как основу всякой мудрости – Молитву, Веру и Воображение. Презрительно относился к книжной премудрости. «Чтение еще никого не сделало врачом. Медицина есть искусство, а оно требует практики. Если бы, дабы стать хорошим врачом, достаточно было выучиться болтать на латинском, греческом и древнееврейском, тогда, дабы стать великим полководцем, достаточно было бы прочитать Ливия» (Гартман Н. Указ. соч. С. 42–43).
Большое значение придавал роли химии в медицине. Согласно основанному им учению – ятрохимии, – главная причина болезней состоит в нарушении химических процессов в организме. «Не надо говорить: алхимия, делай золото и серебро, – писал Парацельс, – следует сказать: делай arcana (лат. arcana medicamentia – тайные средства) и тем излечивай от болезней». Своим псевдонимом «Парацельс» он как бы заявлял, что превзошел в своей практике известнейшего римского врача Цельса (II в.). Некоторые современники называли его вторым Гермесом или Трисмегистом Швейцарским. На его мраморном надгробии высечена надпись: «Здесь похоронен Филипп Теофраст, знаменитый доктор медицины, который лечил раны, проказу, подагру, водянку и другие неизлечимые болезни тела, обладал волшебным знанием и раздавал добро бедным. В год 1541 на 24 день сентября он сменил жизнь на смерть. На Вечный Покой».
ВЫ ЧИТАЕТЕ
Алхимия как строгая наука
Short StoryИстина, которую ты ищешь, не имеет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего. Она - есть; и это все, что ей нужно.