«Мой Боже, в некий час
Помыслил я: царь строит свой дворец,
Чтоб в нем жилище обрести.
Но можно ль краше храм найти,
Чем человек?..»Тебе знакомо слово «поликлиника»? Конечно! Ты не раз ходил туда с мамой или папой. А такое неприятное слово - «прививка», знаешь? Страшнее него, наверное, только слова «зубной врач», правда? И разумеется, ты знаешь для чего сдают анализы, чем отличается таблетка от микстуры, а если сможешь с разбегу произнести слово оториноларинголог, то ты - просто молодец! (Скажу по секрету, что этим трудным словом называют доктора, который лечит уши, горло и нос.)
Мы редко радуемся встрече с врачом, ведь чаще всего нас приводят к нему болезни. А приходило ли тебе когда-нибудь в голову, что много тысяч лет назад не было привычного доктора в белом халате? Не было термометра и горчичников, не было вкусных витаминных горошин и «болючих» уколов, и, конечно, никто еще не придумал жевательную резинку «Орбит», чтобы спасать твои зубы от кариеса. (Ты, разумеется, знаешь, что кариес - это болезнь зубов, когда они гниют и разрушаются, причем под конец здорово болят. Надеюсь, ты знаешь об этом только из телевизионной рекламы, а твоя улыбка открывает всем ослепительно белые, здоровые зубы.)
Итак, когда-то ничего этого не было. В те далекие времена человек постоянно боролся за свою жизнь, отвоевывая ее у голода, холода и болезней. Но если от голода могла спасти удачная охота, от холода - теплая шкура или жаркий костер, то как бороться с невидимым и коварным врагом - болезнями, человек не знал. Охотник умирал, истекая кровью, а сородичи были не в силах ему помочь, считали это карой лесного духа. Ребенок погибал от занозы - и вновь виновником оставался неведомый дух. Если же никаких ран не было, а человек умирал от невидимого внутреннего недуга - было от чего прийти в ужас!
Но именно тогда, в те далекие времена начала зарождаться медицина. Ведь человек был не только слаб, он был и умен, и наблюдателен, ему было знакомо чувство сострадания. Тот, кто первым дал напиться больному и уложил его поближе к костру, сделал и первый шаг по пути овладения медицинскими знаниями. Кто знает, сколько прошло времени, пока человек понял, что занозы нужно удалять, а раны промывать, что к простуженной спине полезно приложить нагретый камень, а ушибленную ногу лучше опустить в холодный ручей. Все это были маленькие и робкие победы в борьбе за здоровье.
История медицины - это история человечества. Понадобились тысячелетия наблюдений, века накопления опыта, огромное количество экспериментов, чтобы сегодня медицина могла защитить тебя от многих болезней.