Для одних людей ответственность — выполнение взятых на себя обязательств. Для других она связана с чувством вины и страхом потерять лицо. Для третьих, как говорят умные психологи, это внутренний локус контроля[3], то есть способность видеть причинно-следственные связи между своими поступками и тем, что мы создаем.
Одна из главных задач психолога — научить клиента брать на себя ответственность за свою жизнь, быть не жертвой, а тем, кто сам создает то, что с ним происходит. В этой главе поговорим о том, какой разной бывает ответственность, и о том, какую из них стоит на себя брать, а какую — нет.
Обстоятельства сильнее меня
Сергей — талантливый менеджер, на работе его ценят. Правда, быть наемным работником ему скучновато: давно в компании, большой опыт, многое умеет. Вот если бы собственное дело... Но начинать свой проект Сергей боится, ведь в стране кризис, условия для малого бизнеса неблагоприятные, и вообще большинство разоряется за год.Люди склонны перекладывать ответственность за собственное состояние, собственное положение на внешнюю среду. Мы все это делаем отчасти. Смотреть внутрь себя довольно сложно, придется разбираться, что мы чувствуем и чего хотим. Вместо того чтобы преодолеть внутренние барьеры, мы приписываем ответственность за происходящее с нами внешним силам или другим людям — это намного проще.
Возможно, вы знакомы с моделью транзактного анализа Эрика Бёрна[4]: в каждом человеке есть внутренний Ребенок, внутренний Взрослый и внутренний Родитель. Как выглядит в этой модели принятие ответственности? Родитель хочет осуждать, наказывать, ограничивать правилами. Ребенок хочет любви, ласки, внимания, пирожное и всего самого лучшего для себя, для него нет барьеров. Позиция Ребенка — веселиться, развлекаться, съесть чего-нибудь сладенького. Отсюда и берется постоянное «начать жизнь с понедельника», «завтра начну худеть» и так далее. Между ними есть Взрослый, который — в силу свойств личности, жизненных потрясений или работы с психологом — начинает искать компромиссы. Он понимает, что сейчас хочется вкусно поесть и выпить, но завтра важно соответствовать какой-то идеальной версии себя, хорошо выглядеть, быть здоровым.
Внутренний Взрослый берет ответственность на себя и принимает решения. Он же выступает неким буфером: договаривается с Родителем, что нельзя воспитывать Ребенка только наказаниями и запретами, нужны еще и поддержка, и забота. Он же объясняет Ребенку, что нельзя постоянно потакать своим желаниям: ну напьешься сегодня, а потом будет похмелье, три дня тумана в голове, стыдно за свое поведение. Взрослый — форма ответственности за свои поступки.
ВЫ ЧИТАЕТЕ
Погружение в себя
DiversosОсознанная счастливая жизнь - это когда эмоции, ощущения, мысли и действия находятся в гармонии. Путь к этому состоянию подобен погружению в воду. Устремляясь вглубь себя, проходя через психологические защиты, доходишь до глубины, где нет границ меж...