Заботиться о себе, отстаивать свои интересы, следовать своим желаниям — нормально для психически здорового человека. Но до какой степени? Всем нам знакомы люди, которые ставят свои интересы выше интересов других, действуют в соответствии со своими желаниями даже в ущерб окружающим и, как кажется иногда, налюбоваться на себя не могут — вот, мол, какой я умный, опытный, харизматичный, красивый...
Да, есть грань, за которой самооценка и чувство собственной важности взлетают до небес. За этой гранью — нарциссизм, и глава посвящена тому, что это такое, какие сложности несет самому нарциссу и его окружению и какие от этого могут быть преимущества.
Портрет Дориана Грея
Вера — достаточно известная дама из богемной среды. Ко мне она ходила скорее для того, чтобы поболтать по душам, как другие ходят к подружкам. В какой-то момент в жизни Веры появился мужчина, который стал оказывать ей знаки внимания. С одной стороны, рассуждала Вера, он симпатичный, приятный, и поговорить с ним интересно. С другой — ну он же не олигарх! Он не сможет достойно обеспечить ее (хотя бы дом и регулярный отпуск на Мальдивах). Когда я спросил ее, а нравится ли ей молодой человек, она посмотрела на меня с недоумением.Бывают люди, которые мыслят не в категориях «нравится» или «не нравится», а с точки зрения того, как они будут выглядеть в глазах других, в каком свете себя покажут, какое впечатление произведут. Эмоции и потребности при этом уходят на второй план, а привычка думать о своем имидже становится второй натурой.
В психологии для обозначения таких случаев используется понятие «нарциссизм». Помните прекрасного юношу из греческого мифа, который никак не мог насмотреться на собственное отражение и зачах от любви к самому себе, превратившись после смерти в цветок? Это и был Нарцисс.
Парадокс нарциссизма в том, что это компенсация заниженной самооценки, непробиваемая психическая защита от недолюбленности в детстве. Словно герой книги «Портрет Дориана Грея», нарцисс прекрасен и хорошеет день ото дня. А душа его с каждым пороком, грехом и болью, которую он причиняет другим людям, покрывается уродливыми шрамами. Однако он этого не замечает, словно уродство отражается на скрытом от его глаз портрете.
Благодаря отточенному до профессионализма умению нравиться нарциссы обычно прекрасно социально адаптированы. Они могут даже заниматься благотворительностью, укрепляя свой имидж. Нарцисс не придет к психологу. Разве что ненадолго — к успешному и модному специалисту, в перерыве между парикмахером и массажистом.
ВЫ ЧИТАЕТЕ
Погружение в себя
DiversosОсознанная счастливая жизнь - это когда эмоции, ощущения, мысли и действия находятся в гармонии. Путь к этому состоянию подобен погружению в воду. Устремляясь вглубь себя, проходя через психологические защиты, доходишь до глубины, где нет границ меж...