- Иль не сказал я - да? Иль нет приказа? К чему вопрос такой?
- Боюсь быть опрометчив. Будь сказано вам не во гнев, видал я, что после казни часто правос... Парво... Павро...- я поднесла книжку под самый нос и вгляделась в буквы.
- Правосудье, - подсказал Рафаэль.
- Вот оно самое. Раскаивалось в...
- Нет, погоди. Произнеси правильно.
Я подняла глаза в потолок и вздохнула. Вот уже который день шли мои уроки английского, заплетак языкался, а Шекспир то и дело ворочался в гробу. Впрочем, мое заявление об участи драматурга старшие оспорили: душа, по крайней мере, чувствовала себя прекрасно. Не сказать, что это как-то придавало сил, но учить было нужно и оставалось только завидовать терпению опекунов. Легко им говорить! Наизусть эти стишки выучили.
Начался уже четвертый месяц, а до самостоятельного и независимого члена общества, который мог бы, например, в одиночку ходить в магазин, готовить и пользоваться стиральной машиной, мне еще предстояло дорасти. Из успехов - ноги уже почти не цеплялись одна за другую, хотя Рафаэль периодически подхватывал меня на лестнице за секунду до. Подчерк тоже стал более разборчивым, палочки уже можно было отличить от кружочков, и я пристрастилась переписывать ноты для Азара. Один раз даже решила сочинить свою мелодию, начертила такие же значки, расставила их по всему листу и оставила подарок на рояле. Музыкант почему-то посмеялся и играть не стал.
Потолок не подарил особого сочувствия. Взгляд вернулся в книгу. Буквы тонули и растекались по залитой солнцем странице, мысли и вовсе залегли на пустынном дне сознания без всякой надежды всплыть на поверхность.
- Пра-во-су-дье, - прочитала я по слогам. - Раскаивалось в том.
- Хорошо сказано, - заметил Азар. Все это время он дремал, положив голову на колени Рафаэля, только изредка поправляя произношение. - С чего люди вообще взялись судить других, когда у каждого как минимум одна своя правда? О каком правосудии может идти речь, когда среди них нет единого эталона? Да даже мы просто ведем людей, их историю и судьбы по определенному пути, подталкивая на нужные по замыслу поступки и решения. И никто ведь с полной уверенностью не может заявить правильно оно или нет. Это просто жизнь, такая, какая есть.
- Ты же знаешь, многим тяжело жить без четко обозначенных законов. С ними спокойно и понятно. Можно обосновать поступки и эмоции на основе общепринятых принципов морали. Например, сказать, что сердишься на человека потому, что он поступил «плохо», а не потому, что тот совершил нечто противоречащее ожиданиям и установкам.
ВЫ ЧИТАЕТЕ
Дожить до рассвета
FantasyМаленькая девочка из иной реальности сбегает на планету Земля в поисках спокойной жизни. Но, как известно, судьба - та ещё насмешница.