Название пиропа происходит от греческого слова «огненный», этот ювелирный камень – из семьи ювелирных гранатов. Благодаря высокому содержанию хрома, пироп отличается наиболее выраженной красной окраской. Ионы хрома также являются причиной александритового эффекта у некоторых образцов.
хромовый пироп Transformed from Pyrope garnets by Vilseskogen CC BY-NC-SA 2.0 пироп-родолит Rhodolite by Andria CC BY-ND 2.0
Свойства и состав пиропаПироп – относится к группе гранатов и имеет формулу Mg3Al2[SiO4]3. Твердость по шкале Мооса – 7-7,5. Прозрачность – от прозрачного до полупрозрачного. Блеск – стеклянный. Цвет пиропа обусловлен примесью железа и хрома – от густо-красного до почти черного. Разновидность граната камень пироп не является минералом, но содержит различные компоненты. Например, популярная разновидность родолит в среднем включает 2 части пиропового и 1 часть альмандинового компонента. Также пироп часто содержит гроссуляр и небольшую долю уваровита. Пироп характеризуется наименьшей среди гранатов плотностью (3,65-3,84 г/см3). В отличие от более распространенного и схожего по цвету альмандина пироп обычно имеет меньше посторонних минеральных включений и примесей.
Цвета и оптические свойства пиропа
Как это имеет место с другими разновидностями граната, пироп не идет какого-то единственно строго определенного цвета. Цветовая гамма пиропа охватывает оттенки оранжевого, малинового, кроваво-красного, фиолетового и т.д. Без специального оборудования невозможно точно сказать, к какой разновидности относится тот или иной гранат. Чистый пироп был бы бесцветным, и окраска камня зависит от присутствия альмандинового компонента и различных примесей – в первую очередь, железа, хрома, марганца. Ионы железа Fe2+ придают пиропу оранжево-красные оттенки, хром Cr3+ – насыщенный красный цвет с фиолетовым и иногда зеленоватым оттенком и т.д.
Выделяют цветовые разновидности пиропа. Наиболее известен родолит – пурпурно-красный пироп, которым особенно славится район на границе Танзании и Кении. Виноградный гранат – особая разновидность пиропа, напоминающего по цвету виноградный сок, ее добывают в Индии, Бразилии, Танзании, на Мадагаскаре. «Малайя» – пироп необычных оттенков желтовато-коричневого, коричневато-розового, красно-коричневого и коричневато-оранжевого. Аризонский муравейниковый хромовый пироп отличается наиболее насыщенный окраской из-за которой камни весом более1,5 карат являются темными и непрозрачными. Голубой гранат – пироп с высоким содержанием хрома и александритовым эффектом (меняет окраску при разном освещении) встречается на Мадагаскаре (оттенки голубого, серо-голубого и зеленовато-голубого при естественном освещении). Александритовый эффект нередко отмечается и у других разновидностей пиропа. Например, виноградные пиропы из Бразилии при дневном освещении выглядят ярко-пурпурными, а при искусственном – красными. На Шри-Ланке находят пиропы голубовато-зеленой окраски в естественном свете и красно-фиолетовой – в искусственном. Пиропы, найденные в Танзании и Индии, иногда обнаруживают эффект астеризма.
пироп весом 228 карат ограненный родолит Rhodolite Garnet by the justified sinner CC BY-NC-SA 2.0
Месторождения пиропаВ отличие от большинства других ювелирных разновидностей граната, пироп имеет чаще магматическое, а не метаморфическое происхождение. Пироп встречается в перидотах, кимберлитах, эклогитах, серпентинитах и других ультраосновных породах, а также в связанных с их выходами осадочных породах. Пиропы встречаются в виде овальных или угловатых зерен. Месторождения пиропа встречаются в Чехии, Италии, Швейцарии, Франции, Великобритании, Норвегии, США, Канаде, на Шри-Ланке, Мадагаскаре, в Бразилии, Аргентине, Танзании, Замбии, Австралии, России (Якутия, Урал), на Украине. Разновидность пиропа родолит добывают в Бразилии, Индии, на Шри-Ланке, Мадагаскаре, в Кении, Танзании, Малави, Мозамбике, Нигерии.
Пироп в ювелирном деле
Спецификой большинства пиропов является очень насыщенный цвет, который делает крупные камни непрозрачными. Это заставляет ювелиров использовать различные ухищрения для того, чтобы сделать украшения с пиропами привлекательными. Добиться прозрачности и красивого цвета можно путем уменьшения толщины вставки или высверливания камня с обратной стороны. Во многих случаях ювелиры подкладывают под камень зеркальную серебряную пластинку. Пироп часто встречается в ювелирных украшениях – это серьги, броши, ожерелья, перстни, подвески, браслеты. Его оправляют в драгоценные металлы, часто используют в сочетании с другими драгоценными камнями. Пироп может быть очень похожим на рубин. Крупные пиропы редкой красоты порой могут оценить наравне с рубином того же размера.
ВЫ ЧИТАЕТЕ
Драгоценные и полудрагоценные
RandomЗдесь я хочу написать о драгоценных камнях. Приятного чтения!!!