Турмалин – ювелирный и поделочный камень, цена которого варьирует в таких же широких пределах, как и разнообразнейшая цветовая гамма. Этот минерал весьма распространен, его необычные свойства находят применение не только в ювелирном деле, но также в радиоэлектронике и медицинской технике.
Свойства турмалина
Турмалин относится к группе борсодержащим алюмосиликатам переменного состава. Твердость по шкале Мооса – 7,0-7,5. Блеск стеклянный. Прозрачность – от прозрачного до непрозрачного. Кристаллы турмалина при нагревании, повышении давления или трении электризуются (пиро- и пьезоэлектрические свойства).
Цвета турмалинов
Турмалины могут быть практически всех цветов радуги, встречаются полихромные кристаллы и турмалиновые «кошачьи глаза».
Разновидности по цвету имеют разные названия:ахроит – редкие бесцветные минералы;
дравит – имеет желто-коричневые оттенки;
сибирит – малиновые, лилово-красные, красно-фиолетовые;
шёрл – камень черного цвета;
хромдравит – от темно-зеленого до зеленовато-черного
верделит – камень зеленого цвета;
индиголит - минералы синего цвета;
параиба – кристаллы синих оттенков: от бирюзового до фиолетового;
рубеллит – от розового до красного.
Полихромные разновидности турмалина:- «голова мавра» – светлоокрашенные кристаллы с черной головкой;
- «голова турка» – светлоокрашенные кристаллы с красной головкой.
- «арбузные» - камни с красным центром и зеленой периферией.Турмалин-рубеллит Турмалин-верделит Турмалин-хромдравит
Добыча турмалиновТурмалины добывают на территории Бирмы, Шри-Ланки, Мадагаскара, Норвегии, США, Намибии, России (Забайкалье, Урал). Самые крупные кристаллы добывают на территории Бразилии – встречаются прозрачные кристаллы до 1 метра. Камни ювелирного качества также добывают на территории Афганистана.
Украшения из турмалина
В зависимости от цвета и прозрачности турмалины делят на драгоценные и поделочные. Самыми ценными являются прозрачные турмалины зеленого, синего, розового и малинового цветов. Особенным спросом пользуются ограненные камни весом более 2 карат. Полупрозрачным камням с дефектом придают форму кабошонов. Из турмалина ювелирного качества изготавливают вставки с различной огранкой (бриллиантовой, ступенчатой). Цена изделия может варьировать от 20 долларов до 20000 долларов за карат. Ювелирные турмалины обрамляют в желтый и белый металл. Украшения с турмалином выглядят очень благородно – это серьги, подвески, перстни. Вполне элегантны и украшения из неоправленного турмалина – бусы, браслеты.
Имитация и подделки турмалина
Турмалин, также как и другие драгоценные камни, успешно подделывают. В качестве имитации обычно выступает стекло. Искусственных турмалинов не существует. Из-за богатой цветовой гаммы турмалины можно спутать с другими драгоценными камнями: аметистом, рубинами, андалузитом, изумрудом, хризобериллом, цитрином, цирконом, демантоидом, зеленой шпинелью, дымчатым кварцем. Поэтому при выборе ювелирных украшений с этими камнями следует быть внимательными.
ВЫ ЧИТАЕТЕ
Драгоценные и полудрагоценные
De TodoЗдесь я хочу написать о драгоценных камнях. Приятного чтения!!!