Сподумен стал известен сравнительно недавно: его впервые обнаружили в Швеции в 1800 г. А наиболее ценная разновидность – кунцит – была обнаружена главным ювелиром Tiffany & Co Джорджем Кунцем только в 1902 г. Тем не менее, сподумен пользуется спросом у ювелиров благодаря необычным оптическим свойствам, хотя основное применение – все же техническое.
Разновидности сподумена:
Желтоватый трифан cristal de spodumène var. triphane by Géry Parent CC BY-ND 2.0 Зеленый гидденит Пурпурный кунцит
Свойства и цвета сподуменаСподумен по химическому составу является литий-алюминиевым силикатом LiAlSi2O6, относится к группе пироксенов. По составу сподумен близок к жадеиту. Кристаллы сподумена имеют призматическую форму и могут достигать гигантских размеров – до 10 м и более в длину. Но, чаще всего такие кристаллы – не ювелирного качества. Обычный цвет сподумена – белый (трифан), иногда с желтоватым или зеленоватым оттенком. Более редкими являются ювелирные разновидности: кунцит – голубовато-розовый, иногда малиновый, с буроватым оттенком; гидденит – от изумрудно-зеленого до бледного желтовато-зеленого.
Твердость сподумена по шкале Мооса - 6,5-7,0. Блеск - стеклянный, но на плоскостях скола - жемчужный. Из-за высокой спайности по двум направлениям гранить сподумен довольно сложно, требуется большая осторожность, чтобы избежать трещин и сколов.
Оптические свойства ценных сортов сподумена
Сподумену свойствен выраженный плеохроизм (дихроизм) – различная окраска в разных направлениях падения света. В одном из направлений кристаллы имеют лиловый, зеленый или желтый цвет, в другом они – бесцветны. Максимальный эффект дихроизма выявляется в направлении, наклоненном под углом 25° к ребру призмы, в результате чего видимая окраска является комбинацией вышеперечисленных двух цветов. В направлении, перпендикулярном указанному, один из цветов будет разбавлен более слабым. При неправильной огранке камень может выглядеть почти бесцветным, а при правильной – проявит свою красоту в полной мере. Глубокого цвета добиваются также путем увеличения толщины вставки. Поэтому огранка сподумена – это истинное искусство.
Кроме того, сподумен имеет еще одно интересное оптическое свойство – выраженное золотисто-розовое или оранжевое свечение в ультрафиолете, оранжевое – под действием рентгеновского излучения. Под действие радиации кунцит может сменить окраску с лиловой на голубовато-зеленую. А гидденит свою окраску в этом случае не меняет.
ВЫ ЧИТАЕТЕ
Драгоценные и полудрагоценные
РазноеЗдесь я хочу написать о драгоценных камнях. Приятного чтения!!!