Существует множество глупых вопросов
Глупые вопросы - это такие вопросы, ответы на которые вы знаете с самого начала, и такие, которые вы не хотите выслушивать, но, тем не менее, не можете от них уклониться. Именно из-за глупых вопросов вы начинаете уступать в споре и загоняете себя в тупик.
Забудьте о том, что якобы нет глупых вопросов, а есть только глупые ответы. Существует множество глупых вопросов.
Примеры
• «Вы что, меня за дурака держите!?»
Ответ: «Ннн-да».• «Так вы считаете, что я некомпетентен?»
Ответ: «Ннн-да».• «Крошка, не лучше ли тебе надеть курточку?»
Ответ шестилетней девочки: «Нет!»Почему эти вопросы - глупые?
Потому что у задающего их собеседника уже сложилось впечатление о разговоре, и теперь он задает вопрос, ответ на который можно предсказать с высокой вероятностью, это именно тот ответ, который он не хочет слышать, но, тем не менее, все равно на него «нарывается».Еще один тип глупых вопросов - встречные вопросы, которые мешают заявить о собственной позиции и играют на руку оппоненту именно в тот момент, когда вам это совершенно некстати. Распространенные примеры такой ошибки - встречные вопросы, заданные после:
• негативных высказываний о личности;
• негативных высказываний о компании или предприятии;
• негативных высказываний о чьей-либо компетенции.Примеры
1. «Вы совсем не подходите для этой работы!»
«Почему вы так решили?»2. «У вашего предприятия плохой имидж»
«Как вы пришли к такому мнению?»3. «Вы не производите впечатления человека, которому по плечу подобная задача».
«Почему вы это утверждаете? Какие у вас основания?»В каждом случае встречный вопрос провоцирует залп красноречия, который с высокой долей вероятности выражает истинное мнение собеседника. А ответы, скорее всего, будут такими:
1. Вы сами снова и снова это доказываете...
2. Наш разговор - сам по себе достаточное доказательство...
3. Ваш вопрос это только подчеркивает! Приходится объясняться и оправдываться.Существует множество умных вопросов
Хороший вопрос, умный вопрос - это такой вопрос, задавая который вы с самого начала знаете, какой прозвучит ответ или какое направление примут рассуждения собеседника. После такого вопроса разговор пойдет в нужном ключе, и вы получите желаемую информацию.
С помощью умных вопросов вы доминируете в разговоре, притом в нем обсуждаются те темы, которые вы сами выбрали.
Пример
«Представим, что вы решились поменять профессию. Вы тогда защитили диссертацию по теологии, однако потом начали работать в консалтинговой компании. Почему?»Не каждого собеседника интересует содержание разговора, к сожалению, для некоторых людей главное - доминировать в нем.
Важно иметь в виду, что, прежде чем перейти к основной теме разговора, собеседники распределяют между собой роли и занимают позиции.
От техники постановки вопросов зависит, кто будет направлять разговор в желательное русло: вы или ваш собеседник. При этом необходимо различать два аспекта: стиль ведения дискуссии и ее содержание.
Контролируете ли вы своими вопросами ход разговора или все больше хотите получить объяснения, но этого не происходит?
На вопросы нужно отвечать - нас еще в детстве все время учили вежливости, причем зачастую ненужной вежливости. Забудьте об этом!
Существует множество поверхностных, или несущественных, вопросов
Вывод из этого утверждения должен быть таким: тщательно взвешивайте задаваемые вопросы.
• Не задавайте вопросов, порочащих личное достоинство собеседника.
• Взвешивайте вопросы, зависящие от контекста.
• Различайте вопросы, помогающие доминировать в разговоре, и содержательные вопросы.
• Распознавайте вопросы, восполняющие дефицит информации, и необязательные, избыточные вопросы.
Поэтому запомните:
Каждый ответ зависит от вопроса. Знак вопроса может превращаться в восклицательный знак признания вашего интеллекта, однако он способен стать и сигналом сомнения в вашей интеллектуальной состоятельности.