Каждый день человек испытывает самые различные эмоции и чувства: гнев, агрессивность, подавленность и разочарования. Эмоции представляют собой реакцию организма на определенные приятные или неприятные раздражители. Такую реакцию можно определить как «состояние возбуждения», «нарушение равновесия» или «интенсивную, случайную и неорганизованную реакцию на определенный стимул». Любая сильная эмоция сопровождается физиологическими и ментальными изменениями. Во время эмоционального возбуждения поток нервной энергии усиливается и выходит за обычные рамки, нарушая или временно прекращая нормальную работу мозга. Кроме того, происходят определенные физиологические изменения, свидетельствующие о том, что организм готовится к борьбе: расширение зрачков, учащение сердцебиения, повышение кровяного давления, нарушение ритма дыхания, большая потребность в кислороде, увеличение содержания сахара в крови, избыточное пото и слюноотделение, а также выделение желудочного сока и возрастание способности мышц к сокращению.
Эмоциональное возбуждение всегда свидетельствует об отклонении от нормы, поскольку нормальным является состояние покоя и равновесия.
Все эти изменения, вызываемые эмоциями, оказываются полезными человеку, когда ему нужно убегать или атаковать. Эмоции повышают до максимума количество энергии и увеличивают его выносливость. В моменты смертельной опасности человек проявляет небывалые физические возможности. Временно нарушая равновесие, эмоции приводят в действие систему зашиты организма. Гомеостаз - это способность организма поддерживать состояние равновесия, а в случае нарушения - восстанавливать его. Эмоциональное напряжение влияет на весь организм, так как нарушает важнейшие гомеостатические функции.
Больше всего равновесие нарушают эмоции, возникающие из-за воображаемой или ожидаемой опасности. Страх проявляется как состояние сильной тревоги.
Фрейд утверждал, что любое состояние тревоги в действительности представляет собой страх смерти. Человек чувствует, что само его существование находится под угрозой, но эта угроза не является непосредственной или физически реальной, она существует только в его воображении.
Крапф писал: «Первое переживание тревоги человеком связано с гипоксией (недостатком кислорода), которое временами испытывал, находясь в утробе матери. Эта первая угроза его жизни остается в памяти на биологическом уровне, навсегда связывая чувство тревоги с недостатком кислорода, даже если этой нехватки нет. Субъективной тревоге обычно сопутствует рефлекторная гипоксия».