Эндокринные железы эктодермального происхождения, гормоны.
Гипофиз располагается в гипофизарной ямке турецкого седла. Различают переднюю, заднюю доли гипофиза. В передней доле (железитстый гипофиз) выделяют дистальную, промежуточную и бугорную части. Задняя доля (нейрогипофиз) состоит из нервной доли и воронки. Гипофиз при помощи нервных волокон и кровеносных сосудов функционально связан с гипоталамусом промежуточного мозга (гипоталамо- гипофизарная система). В передней доле образуется несколько гормонов, так называемые тропные гормоны, которые стимулируют функции других желез внутренней секреции (тиреотропный ТТГ, соматотропный СТГ, адренокортикотропный АКТГ, гонадотропный ГТГ и др.) В задней доле гипофиза нет железистых клеток, она находится в тесной взаимосвязи с нейросекреторными ядрами гипоталамуса, а именно супраоптическим и паравентрикуляным. Ядра гипоталамуса вырабатывают гормоны вазопрессин и окситоцин, которые по волокнам гипоталамо - гипофизарного тракта доставляются в заднюю долю гипофиза. Верхний придаток мозга эпифиз или шишковидное тело располагается в глубине поперечной щели мозга. Он подвешен к задней части таламуса при помощи поводков и лежит между верхними и нижними холмиками крыши среднего мозга. Паренхима железы состоит из секреторных клеток пинеалоцитов , секретирующих в кровь мелатонин, серотонин. Гормоны шишковидного тела оказывают тормозящее действие на гипофиз до периода полового созревания, регулируют циркадианные (суточные) ритмы человека.