Общая подвздошная артерия, ветви наружной и внутренней подвздошных артерий.
Общие подвздошные артерии левая и правая, образуются после бифуркации аорты на уровне 4 поясничного позвонка. Общая подвздошная артерия на уровне крестцово-подвздошного сустава делится на две ветви - внутреннюю и наружную. Внутренняя подвздошная артерия кровоснабжает стенки и органы таза, дает париетальные и висцеральные ветви. К париетальным ветвям относятся подвздошно-поясничная, латеральная крестцовая, запирательная, верхняя и нижняя ягодичные артерии. Пристеночные ветви кровоснабжают все мышцы таза, лобковый симфиз, тазобедренный сустав, мышцы бедра (медиальную и заднюю группы).
К висцеральным ветвям относятся пупочная, маточная, средняя прямокишечная и внутренняя половая. Пупочная артерия кровоснабжает семявыносящий проток, мочевой пузырь и мочеточники. Маточная артерия отдает ветви к яичнику, маточной трубе и влагалищу.
Средняя прямокишечная артерия кровоснабжает средний и нижний отделы прямой кишки, семенные пузырьки и предстательную железу, мочеточник, влагалище и мышцу, поднимающую задний проход. Внутренняя половая а. выходит из полости малого таза через подгрушевидное отверстие, огибает седалищную ость и входит обратно через малое седалищное отверстие к нижнему отделу прямой кишки, промежности и мочеиспускательному каналу.
Наружная подвздошная артерия проходит под паховой связкой через сосудистую лакуну и переходит в бедренную артерию. От наружной подвздошной артерии отходит нижняя надчревная артерия и глубокая а, огибающая подвздошную кость.