Композиция ≈ Сюжет?

198 23 6
                                    

Вы наверняка задались вопросом: что я хотела сказать названием данной главы? Все немного проще, чем может показаться на первый взгляд. На днях, помогая одному юному критику при составлении плана, я столкнулась с таким определением как "композиция".

Можно ли считать, что композиция это и есть сюжет? Вопрос стоял вот в чём: описание главных героев, их характеристики, места происхождения истории, предсказуемость и оригинальность. Вопрос спорный, поэтому давайте разберёмся.

Элементы или части композиции: описание, повествование, система образов, диалоги, монологи персонажей, авторские отступления, вставные рассказы, авторские характеристики, пейзаж, портрет, фабула и сюжет повествования.

Неправда ли, очень подходит под сюжет? Но это еще не все.

В зависимости от жанра произведения в нем преобладают специфические для него способы изображения. Каждое произведение имеет свою неповторимую композицию. Некоторым традиционным жанрам присущи композиционные каноны (повтор, усиление, противопоставление и монтаж).

Повтор – один из самых простых и в то же время самых действенных приемов композиции. Он позволяет легко и естественно «закруглить» произведение, придать ему композиционную стройность. 

Часто повторяющаяся деталь или образ становится лейтмотивом (основной темой произведения, его основой) всего произведения, как, например, образ грозы в одноименном произведении Островского, образ воскресения Лазаря в «Преступлении и наказании» Достоевского, строчки «Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя» в «Бородине» Лермонтова.  

Например, трехкратные повторы и счастливая развязка в сказке, пятиактное строение классической трагедии и драмы. К примеру можно привести композицию литературного произведения Булгакова «Мастер и Маргарита». Это роман в романе. Судьба автора отражается в судьбе Мастера, судьба мастера – в судьбе его героя Иешуа.

Близким к повтору приемом является усиление. Этот прием применяется в тех случаях, когда простого повтора недостаточно для создания художественного эффекта, когда требуется усилить впечатление путем подбора однородных образов или деталей.

Так, по принципу усиления построено описание внутреннего убранства дома Собакевича в «Мертвых душах» Гоголя: всякая новая деталь усиливает предыдущую: «все было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с хозяином дома; в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья – все было самого тяжелого и беспокойного свойства, – словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: "и я тоже Собакевич!" или «и я тоже очень похож на Собакевича!"».

Пособие для начинающих критиковМесто, где живут истории. Откройте их для себя