Чацкий, Фамусов, Скалозуб.
Фамусов
Сергей Сергеич, к нам сюда-с.Прошу покорно, здесь теплее;Прозябли вы, согреем вас;Отдушничек отве́рнем поскорее.
Скалозуб (густым басом)
Зачем же лазить, например,Самим!.. Мне совестно, как честный офицер.
Фамусов
Неужто для друзей не делать мне ни шагу,Сергей Сергеич, дорогой!Кладите шляпу, сденьте шпагу;Вот вам софа, раскиньтесь на покой.
Скалозуб
Куда прикажете, лишь только бы усесться.
(Садятся все трое, Чацкий поодаль.)
Фамусов
Ах! батюшка, сказать, чтоб не забыть:Позвольте нам своими счесться,Хоть дальними, – наследства не делить;Не знали вы, а я подавно, —Спасибо научил двоюродный ваш брат, —Как вам доводится Настасья Николавна?
Скалозуб
Не знаю-с, виноват;Мы с нею вместе не служили,
Фамусов
Сергей Сергеич, это вы ли!Нет! я перед родней, где встретится, ползком;Сыщу ее на дне морском.При мне служа́щие чужие очень редки;Всё больше сестрины, свояченицы детки;Один Молчалин мне не свой,И то затем, что деловой.Как станешь представлять к крестишку ли,к местечку,Ну как не порадеть родному человечку!..Однако братец ваш мне друг и говорил,Что вами выгод тьму по службе получил.
Скалозуб
В тринадцатом году мы отличались с братомВ тридцатом егерском, а после в сорок пятом.
Фамусов
Да, счастье, у кого есть эдакий сынок!Имеет, кажется, в петличке орденок?
Скалозуб
За третье августа; засели мы в траншею:Ему дан с бантом, мне на шею.
Фамусов
Любезный человек, и посмотреть – так хват,Прекрасный человек двоюродный ваш брат.