Те же и Скалозуб, спускается с лестницы.
Репетилов (к нему навстречу)
Ах! Скалозуб, душа моя,Постой, куда же? сделай дружбу.
(Душит его в объятиях.)
Чацкий
Куда деваться мне от них!
(Входит в швейцарскую.)
Репетилов (Скалозубу)
Слух об тебе давно затих,Сказали, что ты в полк отправился на службу,Знакомы вы?
(Ищет Чацкого глазами.)
Упрямец! ускакал!Нет ну́жды, я тебя нечаянно сыскал,И просим-ка со мной, сейчас, без отговорок:У князь-Григория теперь народу тьма,Увидишь человек нас сорок,Фу! сколько, братец, там ума!Всю ночь толкуют, не наскучат,Во-первых, напоят шампанским на убой,А во-вторых, таким вещам научат,Каких, конечно, нам не выдумать с тобой.
Скалозуб
Избавь. Ученостью меня не обморочишь,Скликай других, а если хочешь,Я князь-Григорию и вамФельдфебеля в Волтеры дам,Он в три шеренги вас построит,А пикнете, так мигом успокоит.
Репетилов
Всё служба на уме! Mon cher, гляди сюда:И я в чины бы лез, да неудачи встретил,Как, может быть, никто и никогда;По статской я служил, тогдаБарон фон Клоц в министры метил,А я —К нему в зятья.Шел напрямик без дальней думы,С его женой и с ним пускался в реверси,Ему и ей какие суммыСпустил, что боже упаси!Он на Фонтанке жил, я возле дом построил,С колоннами! огромный! сколько стоил!Женился наконец на дочери его,Приданого взял – шиш, по службе – ничего.Тесть немец, а что проку? —Боялся, видишь, он упрекуЗа слабость будто бы к родне!Боялся, прах его возьми, да легче ль мне?Секретари его все хамы, все продажны,Людишки, пишущая тварь,Все вышли в знать, все нынче важны,Гляди-ка в адрес-календарь.Тьфу! служба и чины, кресты – души мытарства,Лахмотьев Алексей чудесно говорит,Что радикальные потребны тут лекарства,Желудок дольше не варит.
(Останавливается, увидя, что Загорецкий заступил место Скалозуба, который покудова уехал.)