Действие4. Явление4.

3.9K 39 13
                                    

ЧацкийРепетилов (вбегает с крыльца, при самом входе падает со всех ног и поспешно оправляется).

   Репетилов

Тьфу! оплошал. – Ах, мой создатель!Дай протереть глаза; откудова? приятель!..Сердечный друг! Любезный друг! Mon cher![3]Вот фарсы мне как часто были петы,Что пустомеля я, что глуп, что суевер,Что у меня на всё предчувствия, приметы;Сейчас… растолковать прошу,Как будто знал, сюда спешу,Хвать, об порог задел ногоюИ растянулся во весь рост.Пожалуй смейся надо мною,Что Репетилов врет, что Репетилов прост,А у меня к тебе влеченье, род недуга,Любовь какая-то и страсть,Готов я душу прозакласть,Что в мире не найдешь себе такого друга,Такого верного, ей-ей;Пускай лишусь жены, детей,Оставлен буду целым светом,Пускай умру на месте этом,И разразит меня господь…


   Чацкий

Да полно вздор молоть.


   Репетилов

Не любишь ты меня, естественное дело:С другими я и так и сяк,С тобою говорю несмело,Я жалок, я смешон, я неуч, я дурак.


   Чацкий

Вот странное уничиженье!


   Репетилов

Ругай меня, я сам кляну свое рожденье,Когда подумаю, как время убивал!Скажи, который час?


   Чацкий

Час ехать спать ложиться;Коли явился ты на бал,Так можешь воротиться.


   Репетилов

Что́ бал? братец, где мы всю ночь до бела дня,В приличьях скованы, не вырвемся из ига,Читал ли ты? есть книга…


   Чацкий

А ты читал? задача для меня,Ты Репетилов ли?


   Репетилов

Зови меня вандалом:Я это имя заслужил.Людьми пустыми дорожил!Сам бредил целый век обедом или балом!Об детях забывал! обманывал жену!Играл! проигрывал! в опеку взят указом!Танцо́вщицу держал! и не одну:Трех разом!Пил мертвую! не спал ночей по девяти!Всё отвергал: законы! совесть! веру!


   Чацкий

Послушай! ври, да знай же меру;Есть от чего в отчаянье придти.

Горе от ума.Место, где живут истории. Откройте их для себя