Рецензия от Мари Розенберг

325 14 0
                                    

Я огромный книголюб. Читать могу вечно: днями и ночами напролет, но в последнее время, с современной художественной литературой происходит что-то неладное. В очередной раз, отправившись на «книжную охоту» в лесах Wattpad, я все-таки нашла некий алмаз, историю, которая заставила меня позабыть о ночном сне. Речь идет о романе «Мое лицо первое» от великолепной писательницы Татьяны Русуберг.

Книги о буллинге всегда будут занимать особое место в моем сердце. Признаюсь, меня травили в школе. Помню, как со мной не разговаривал весь класс, предавали друзья, угрожали расправой и смотрели на меня так, будто я по уши в дерьме. Даже не так. Будто я и есть — это дерьмо. По сравнению с тем, как сильно буллили Дэвида — главного героя книги, мой опыт просто ерунда, так, насмешки. Мальчик, можно сказать, юноша весьма несимпатичный, тощий, задрипанный такой, да еще вдобавок с гетерохромией: глаза у него разных цветов. Таким впервые мы видим Дэвида Винтермарка, который спустя десять лет превратится в Шторма — модель с тысячами подписчиков в Instagram, личным агентом и красивым телом, забитым татуировками. Оказывается, красавчик Шторм куда-то пропал, дело пахнет криминалом, по этой причине агент Шторма связывается с Чили — девушкой, глазами которой мы видим эту необыкновенную история, и тут-то начинает происходить что-то нереальное.

Все дело в том, что автор умело переключает нас во временах. Находясь в настоящем, ярком настоящем, мы получаем «приветы» из прошлого в виде записей из дневника Чили. С каждой страницей этого дневника, мы погружаемся глубже и глубже в историю, открываются новые тайны каждого героя, их подноготная. Поначалу, наша Чили стесняется интереса, так называемого «общения» с Дэвидом, поскольку он считается главным «чмом» класса. Его избивают, поливают мочой, дразнят и оскорбляют. Мальчик вроде как уж и привык, самое худшее — его молчание. Я сразу расценила это молчание, как самый сильный крик. Дэвид не болен аутизмом или другими расстройствами, у него целый букет психологических травм. Его бесконечно травят ни только в школе, но и дома, где брат Эмиль, явно физически сильнее него, угрожает и приводит в действия свои «грозные обещания», оставаясь безнаказанным. Читая историю Дэвида, я вспомнила такой термин: «эмоциональная сирота». «Эмоциональные сироты» — люди, которые в детстве не смогли получить опыт сильной опоры и адекватной эмоциональной поддержки. Хочется тут промолчать про то, что мальчика даже толком то и не кормили, одевали в лохмотья, а уж опора и эмоциональная поддержка...Мальчику, казалось, некуда кинуться. Его жизнь — сплошной ад, но даже в этом аду, он смог построить какой-никакой, но рай. «Желтая тетрадка», ставшая чуть ли не ключевой деталью произведения, была для Дэвида Шторма личным дневником. Он придумывает такую сказку, где каждый персонаж — олицетворение человека, живущего с ним бок о бок. Та ЖУТЬ, которая описывается в этой сказке, заставляет меня вжаться в свою кроватку и никогда больше не доверять людям. Такая «занавесочная история» о принцессе Шип и принце Дне помогает читателю понять Дэвида и прийти к умозаключению: он чертовски умен, а также морально ранен, уничтожен. Тут, кстати говоря, я невольно вспомнила роман «Мастера и Маргарита», где главы о Понтие Пилате, лично мне, давали полное понимание происходящего в реальности.

История двигается дальше и дальше. Чили со временем осознает, что Дэвид-то ее «guilty pleasure» и чувства растут с каждым днем к нему. Если поначалу, девочка внутри себя ощущает стыд — не только перед собой, но и перед окружающими, то к середине произведения, мы видим, что Чили явно становится взрослее и ставит Дэвида, его общество, куда выше, чем каких-то придурков-одноклассников, живущих на стереотипах. Она старается помочь выбраться ему из кокона, разглядев в мальчике потенциал, ум, способности, но бабочка выпорхнет чуть позже...

Не очень хочется спойлерить, но Дэвид совершил убийство. Он убил своего отца за все свои страдания, этакая месть. Вместе с отцом, Винтермарк убил и старого себя. Он попал в психиатрическую клинику, проходил там терапию, но в конечном итоге, понял, что нужно жить, нужно обнулиться и подняться со дна, на которое он попал. Как я люблю говорить: со дна есть только один путь — наверх. Дэвид меняет имя, гражданство, превращается в звезду, но прошлое способно хватать человека за горло. Так, в общем-то, и случилось с нашим Дэвидом Штормом. Дальнейшие действия опустим, но скажу вот что: Чили заслужила нынешнего Шторма — умного, мужественного, потрясающего. Она была с ним в худшие, в самые темные времена, когда каждый отворачивался, но как только «звезда родилась» все примчались к нему, но только девушка знала, как страшно эта звезда жила до нового времени.

Тот спектр эмоций, который я пережила за две ночи, если так можно выразиться, просто неимоверно огромный. Я смеялась до слез, затем слезы не могла остановить, прижимала к себе плющевого мишку и кусала ногти от напряжения. Я, честное слово, давно такого не ощущала. И да, я с трудом уснула, все думая и думая о книге. Образы настолько реалистичные, что порой мурашки по коже пробегались.

И последнее, о чем бы я хотела сказать. Название. Однажды Дэвид написал Чили стих, который начинался со слов: «твое лицо первое, что я хотел бы видеть, когда засыпаю...». Для меня это значило лишь то, что Чили — первая любовь Дэвида, и кажется, единственная. Но тут некая метафора: Дэвид, который еще был чмом, не тот Дэвид, который уже Шторм — и есть первое лицо. Его застенчивость, хрупкость и сломленность стали частями его образа, будто зонами лица. И вышло — то все замечательно: та, что раскрыла первое лицо однажды, получила в подарок вновь созданное «второе», которое лишь стало сильнее от испытаний, ведь все то, что нас не убивает — делает нас сильнее.

Надеюсь, я не слишком запуталась в своих мыслях, потому что писала искренне. Спасибо за эту потрясающую историю! Я вернусь к ней еще раз, и еще раз...

Мое лицо первое - в продаже в «Лабиринте» и «Читай-городе»Место, где живут истории. Откройте их для себя